Документ расписывает процедуру общения солдат и офицеров с прокурорами. И обязывает командиров организовать это общение в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса. Фактически документ возвращает армию в общегосударственное правовое поле.
Он назван не приказом, а "Методическими рекомендациями по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных сил с органами предварительного расследования".
Что меняется в армейской юридической практике? Хотя Конституция и законы РФ гарантируют каждому солдату и офицеру равные с другими гражданами права и свободы, в реальности их ограничивали ведомственными актами. Кроме того, существовали негласные правила, расширяющие и без того немалый "ограничительный список". Например, к помощи адвоката военнослужащий прибегал, когда на него уже завели уголовное дело. Допросы солдат и офицеров без защитника и уведомления командира части стали нормой, между тем это не вяжется с Уголовно-процессуальным кодексом. В итоге нарушения приобрели столь очевидный характер, что минобороны решило инициировать наведение порядка - на стадии предварительного расследования.
- В последние годы армия стала более открытой, в том числе и при взаимодействии с представителями органов предварительного расследования, - объяснил "РГ" начальник юридической службы Вооруженных сил Виктор Рымашевский. - Но нельзя забывать, что военнослужащие - это прежде всего российские граждане и им гарантировано право на квалифицированную юридическую помощь. Предложенные нами рекомендации, с одной стороны, напоминают офицерам и солдатам о существовании таких гарантий. С другой стороны, четко расписывают, кто и при каких условиях обязан им оказывать такую помощь. В Вооруженных силах для этого существует специальная юридическая служба.
Можно не сомневаться: перечень новых требований не вызовет раздражение офицеров. Любого лейтенанта только обрадует, что допрашивать его прокуроры смогут только в присутствии юриста минобороны и лишь с санкции командира. Вообще арест военнослужащего будет напоминать кадры из американского детектива: с непременной зачиткой прав задержанного и предъявлением ему претензий. А чтобы сами следователи не смогли нарушить закон, добиваясь признательных показаний, предписывается организовать в войсках юридические ликбезы - отдельно для солдат, прапорщиков и офицеров. А Закон "О прокуратуре РФ" отныне превратится в настольную книгу каждого военнослужащего.
прямая речь |
Николай Панков,
статс-сектерарь, заместитель министра обороны:
- Сегодня командирская повседневная деятельность сильно изменилась. В советские времена офицер не догадывался, что ему придется активно заниматься хозяйственной деятельностью, проведением тендеров, заключением договоров. И все это при очень низком уровне правовой и экономической грамотности и высоком уровне правового нигилизма, присущего нашему обществу.
Юридические службы в армии пока очень слабые. И, объективно говоря, сегодня командир крайне не защищен. Он часто ставит свою подпись на хозяйственном договоре, не зная, подписывает ли этим себе приговор или на самом деле благое дело делает. Часто получается и то, и другое.
Анатолий Кучерена,
председатель комиссии Общественной палаты РФ, адвокат:
- Военнослужащие, особенно рядовые солдаты, в правовом отношении защищены хуже, чем другие граждане. Любой человек, попав в определенную ситуацию, может тут же зайти в ближайшее адвокатское бюро и нанять себе защитника. Солдат такой возможности лишен. Это несправедливо. Защиту военнослужащих должны осуществлять квалифицированные юристы. Даже если вместе с солдатом к следователю придет вышестоящий командир, он ничего сделать не сможет. Нужен именно адвокат, способный оказать действенную правовую помощь. Этим должны заниматься адвокатские фирмы, коллегии адвокатов. Значит, они должны быть доступны людям в погонах. Как только военнослужащий подозревается в чем-то, он должен иметь возможность тут же связаться с адвокатом.
Нами сейчас готовятся предложения по оказанию солдатам и офицерам доступной квалифицированной юридической помощи. В перспективе я не исключаю создания специальной структуры, которая будет заниматься защитой прав военнослужащих.