Россия впервые возглавила не только клуб восьми мировых лидеров, но и ряд других инициатив, которые сопровождают председательство в "восьмерке". Одна из таких инициатив называется Инициатива ускоренного финансирования программы "Образование для всех". У нее есть и формальный секретариат под крышей Всемирного банка. Для этого в Москве собирались представители 15 стран-доноров, выделяющих деньги на развитие системы образования наиболее отсталым в этом вопросе странам. Стартовав прямо с колес и проанализировав все ранее принятые решения по данной Инициативе, Россия решила сделать свой акцент на качестве образования. Впервые наша страна также выступила "жертвователем" средств на эти цели, выделив в этом году 7,2 миллиона долларов.
Странным образом проблемами образования мировые лидеры не могли проникнуться очень долго, а ведь это является ключом для решения многих проблем, начиная от мелких бытовых до подъема экономики в целом. Вплоть до начала 90-х годов прошлого века вопросы образования рассматривались лидерами ведущих держав только в качестве составной части структурных реформ и только для того, чтобы повысить уровень занятости молодежи в экономике своих стран. Но с 1991 года начало приходить понимание, что образование является одним из центральных элементов развития и снижения уровня бедности в слаборазвитых странах. Постепенно тема образования все больше выдвигалась на передний план и становилась одним из самых важных обязательств и действий стран "восьмерки" в отношении Африки, целей тысячелетия, определенных в 2000 году и темой развития в самом широком смысле этого слова.
Россия всегда была одним из традиционных лидеров в системе образования, получив в наследие от Советского Союза систему 100 проц. всеобщего бесплатного начального образования. Так что в нашей стране в этом направлении накоплен бесценный опыт. Трудно оспаривать и тот факт, что по качеству образования наша страна до сих пор также находится на передовом крае.
Поэтому Россия активно выступила с предложением "измерять" качество образования на всех его уровнях. По мнению сопредседателя Управляющего комитета Инициативы ускоренного финансирования программы "Образование для всех" от России Андрея Волкова, в XXI веке образование становится самой главной производственной инфраструктурой, и будет играть в ней ключевое место, вырвав его у нефти и газа. "Строится мировая глобальная инфраструктура образования и Россия обязательно должна занять в ней соответствующее место", - считает А. Волков.
Становясь на путь поддержки развития в мировом масштабе, Россия исходит не только лишь из гуманитарных соображений, так как в этом направлении существуют и коммерческие интересы. Ведь чем более образованны граждане той или иной страны, тем больше их потребности в современных технологиях и товарах. Россия также не скрывает, что через развитие системы образования можно расширять свое присутствие и в странах СНГ. В частности, в Таджикистане и Киргизии.
Напомним, что Инициатива "Образование для всех" была сформулирована лидерами стран "большой восьмерки" лишь в 2002 году и только сейчас набирает обороты. До этого развитые страны, которые выделяли деньги на развитие образования, действовали кто как и где хотел. Сама Инициатива представляет собой некоторый организационный механизм, который определяет условия предоставления средств определенным странам, критерии, по которым эти средства предоставляются, и последовательность этого финансирования. В рамках инициативы существует Управляющий комитет, который состоит из 5 постоянных членов и трех меняющихся членов. Два постоянных члена являются сопредседателями (один - от страны - председателя "большой восьмерки", другой - от страны, не являющейся членом этого клуба). Существуют два основных условия подключения станы к данной инициативе. Первое заключается в том, что страна, которая хочет быть ее частью, должна иметь официальную стратегию сокращения бедности. Она должна отражать осознанную последовательную стратегию экономического управления, развития и сокращения бедности. Второе условие - страна должна обязательно иметь стратегию развития сектора образования как следующий этап стратегии сокращения бедности. Эта стратегия должна быть обязательно принята правительством. После ее принятия информация поступает всем донорам, информируется Всемирный банк. То есть подается политический сигнал о том, что эта страна прошла свою часть пути для того, чтобы создать условия для более эффективного использования донорских и заемных средств.
Когда не хватает донорских средств на создание образовательной стратегии, привлекаются средства так называемого Каталитического фонда, созданного странами-донорами, которые выделяют деньги на развитие образования. Этот фонд позволяет осуществить запуск работы и получить внешнее финансирование. Однако не все так просто. Обычно доноры выделяют лишь 20-30 процентов средств, которые заявлены страной в национальной образовательной стратегии. Остальные средства страна должна изыскивать сама. Частично эту проблему можно решить, обратившись во Всемирный банк, который дает займы и на такие цели.
Наша справка
Уже сейчас стало понятно, что средств для реализации программы "Образование для всех" явно не хватает. Согласно оценкам, чтобы отправить 16 миллионов детей в страны, которые уже разработали стратегии развития образования и таковые были поддержаны в рамках Инициативы, только в 2006 году потребуется внешнее содействие в сумме около 1,1 миллиарда долларов. Доноры выделяют на текущий год только 490 миллионов долларов и еще 115 миллионов через Каталитический фонд Инициативы. Но только в этом году нужно почти столько же - 510 миллионов долларов. Предполагается, что к концу 2008 года уже 60 стран смогут добиться утверждения своих стратегий развития образования в рамках Инициативы ускоренного финансирования, а это уже 74 миллиона детей, не посещающих школу, или свыше 70 процентов глобального показателя. Согласно оценкам, нехватка финансирования для этих 60 стран ежегодно будет составлять как минимум 2,4 миллиарда долларов.