29.03.2006 03:00
Экономика

Бензину помогают подорожать

Есть ли панацея от роста цен на бензин?
Текст:  Андрей Остриков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4029)
Читать на сайте RG.RU

Станет ли итогом ситуации, как и прежде, недовольство населения и ряд жестких санкций со стороны правительства в адрес нефтяной отрасли? Или, наконец, будут сделаны выводы и приняты меры, приемлемые для всех участников рынка?

Ведь помимо "традиционных" причин роста цен на энергоносители, с которыми отечественный ТЭК уже научился бороться, добавляются искусственно созданные проблемы. Например, жестко привязанный к мировым ценам на нефтепродукты налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Раз цены растут (с декабря по март 2006 года - на 6-9 процентов), неуклонно растет и налог на добычу - так, ставки НДПИ только с декабря по февраль выросли на 4 процента. Далее - с начала 2006-го в России произошел заметный рост цен на продукцию и услуги всех естественных монополий, а нефтяные компании - одни из крупнейших потребителей их услуг. Так, увеличились более чем на 9 процентов тарифы на тепло- и электроэнергию, на 12,5 процента - на грузовые железнодорожные перевозки.

И, как выяснилось, ценовой мораторий, объявленный по соглашению с правительством нефтяными компаниями в прошлом году, продолжаться бесконечно не может. Даже "ЛУКОЙЛ", дольше всех продержавший "заморозку" цен на своих заправках, в марте вынужден был капитулировать. Тот небольшой ценовой зазор, в котором существовала возможность маневра - за вычетом себестоимости производства (27процентов), налогов (48 процентов) и маржи посредников (17 процентов) - не так уж велик, и сегодня он очевидно исчерпан. Однако же эта объективная причина - пустой звук для потребителя, стоящего перед проблемой: в России, богатой нефтью, продолжают расти цены на горючее...

Выход из данной ситуации есть, и не один. Например, не полностью отвязывать НДПИ от мировых цен, а хотя бы для нефти, идущей на внутренний рынок, сделать отдельную шкалу налогообложения возможно, даже необходимо. Ожидалось, что это произойдет с начала 2007-го. Однако Минэкономразвития России сегодня планирует сохранить привязку НДПИ к мировым ценам до 2015 года. Ранее замглавы минэкономразвития Кирилл Андросов огласил расчеты, согласно которым доля НДПИ в цене бензина составляет 7 процентов - и, таким образом, снижение налога в два раза удешевит бензин всего на 3-4 процента. Андросов также посетовал на необходимость перестройки всей системы администрирования НДПИ в случае его отвязки от мировых цен. Отметим и мы: даже эти 3-4 процента могли бы смягчить ситуацию, возможно, позволив продлить ценовой мораторий хотя бы до конца посевной. Любой объем "бумажной" работы, которую необходимо проделать минэкономразвития, не был бы чрезмерной ценой за такую победу.

Не стоит забывать и о том, что доставшаяся России в наследство от СССР система нефтепереработки сориентирована на низкокачественное "горючее для танков". В настоящее время активно ведут реконструкцию производства лишь наиболее крупные компании: это требует серьезных инвестиций в импортное оборудование (напомним, европейский уровень глубины переработки нефти вплотную приближается к 90, тогда как в России в среднем по отрасли - менее 70). И хотя сегодня внутрироссийский рынок низко- и высокооктанового горючего в должной мере сбалансирован, но равновесие это - еще более шаткое, не имеющее пространства для маневра.

Как известно, минэкономразвития рассчитывало решить вопрос об отмене пошлин на оборудование к 1 января 2006 года. Однако потом объяснило задержку с внесением данного постановления в правительство тем фактом, что снижение этих пошлин необходимо было увязать с переговорным процессом по присоединению РФ к ВТО. Теперь ожидается, что решение об отмене импортных пошлин будет принято сроком на 9 месяцев, т.е. фактически до конца 2006 года. Затем вопрос о пошлинах будет рассмотрен заново.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить: хорошо, что существует правильное понимание вопроса, что есть подвижки в его решении. И плохо, что эти подвижки страдают не только вялостью, но и чрезмерно дальним прицелом. Нельзя бесконечно "воспитывать" бюджетообразующую отрасль страны кнутом, откладывая пряник на будущее. Очевидно, что решительный позитивный сдвиг в решении данной "задачи со всеми известными" мог бы быть произведен волевым усилием правительства. Остается надеяться, что подобное усилие будет приложено в ближайшем будущем. Иначе весна-2007 и последующие продолжат по доброй традиции подкрадываться незаметно...

Энергетика