Вторник был объявлен в Израиле выходным, хотя по радио и по телевидению с утра зачитывали названия учреждений, которые обязаны были трудиться по расписанию буднего дня. Причем дикторы не забывали напомнить: согласно решению Объединения израильских профсоюзов, работа в день выборов оплачивается по двойному тарифу.
Особенность выборов состояла в том, что впервые в истории еврейского государства значительная часть граждан шла к избирательным урнам, чтобы проголосовать за партию, лидер которой свой бюллетень в урну опустить не мог.
Ариэль Шарон, глава правительства, председатель партии "Кадима" ("Вперед"), все еще лежит в клинике без сознания.
Мой избирательный участок в городе Реховот находится рядом с домом, в соседней школе. Уже около семи часов утра здесь образовалась небольшая очередь. Невольно услышал, как пожилая пара выходцев из Франции обсуждала предстоящий выбор: они хотели проголосовать за "Партию зеленых" - израильский аналог европейской экологической партии. Однако из их разговора стало ясно, что они наверняка перепутают "зеленых" и партию "Але ярок" ("Зеленый лист"), выступающую за легализацию легких наркотиков и проституции. Моя дочь попыталась помочь пожилым избирателям. Однако тут же услышала замечание от одного из дежурных, наблюдавших за голосованием. Тот сам подошел к растерявшимся супругам и все разъяснил, причем на французском языке.
Тем не менее, по прогнозу израильских аналитиков, ни "Партия зеленых", ни "Але ярок" не пройдут электоральный барьер в два процента. Из мелких партий только "Гиль" ("Возраст"), именуемая еще Партией пенсионеров, имеет шанс получить два мандата.
Серьезная же борьба за власть в Израиле разгорелась между четверкой партий, именуемых политическими "тузами". Это "Кадима", "Ликуд" ("Союз"), "Авода" ("Труд") и "Израиль - наш дом" (НДИ). Лидером в этой четверке считается "Кадима". Ей прочат в парламенте треть мест (на большее рассчитывать просто нереально), что вынудит партию искать союзников для формирования коалиционного правительства.
Согласно опросам, на выходе с избирательных участков, которые проводили сразу несколько израильских телевизионных каналов, "Израиль - наш дом", возглавляемый 48-летним "русским" Авигдором Либерманом, по числу мандатов имеет неплохие шансы сравняться с "Ликудом" и даже опередить его. Кстати, в избирательном списке "русской" партии, кроме выходцев из бывшего СССР, немало и коренных израильтян.
Местные аналитики обращают внимание на то, что нынешняя предвыборная пропаганда велась почти без "черного" пиара. Правда, не удержался ультраправый активист Барух Марзель. Он разместил на одной из пропагандистских листовок состряпанную на компьютере фотографию жены Эхуда Ольмерта в обнимку с одним из хамасовских лидеров. Так что не исключено: после выборов супруги Ольмерт подадут на Марзеля в суд.
Большинство израильских обозревателей сомневаются, что "Кадима" согласится создать правительственную коалицию с "Ликудом". Союз с "Аводой" более реален. Правда, "Авода" продолжает терять электорат. За примерами далеко ходить не надо. Из семьи убитого премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, многие годы возглавлявшего "Аводу", приверженцем этой партии осталась только его дочь Далия Философ-Рабин. Сын Ицхака Рабина Юваль и внучка Ноа теперь поддерживают "Кадиму".
Окончательный подсчет голосов израильский Центризбирком завершит ранним утром в среду.