29.03.2006 03:55
Власть

Сергей Иванов не испытывает эйфории от службы

и поставил перед собой новые задачи
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4029)
Читать на сайте RG.RU

Чтобы довести до конца задуманное в 2001-м, Иванову, по его признанию, нужно еще полтора-два года. "Все" - это в первую очередь Федеральная программа частичной профессионализации армии, дальнейшее перевооружение частей новыми образцами техники и окончательное решение жилищной проблемы для тех, кто служит девять и более лет. Проблем в Вооруженных силах, разумеется, гораздо больше, но реперными точками Иванов выбрал для себя именно эти три. Как министру удастся совместить их с выполнением обязанностей "оборонного" вице-премьера и председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве, можно лишь догадываться. Но сам Иванов в успехе дела, похоже, не сомневается.

Комиссия в семи лицах

Меньше двух недель назад министр обороны из замов перекочевал в председатели Военно-промышленной комиссии. Круг ее интересов пока известен лишь в общих чертах. И сразу после назначения у многих возникло два резонных вопроса: что не устраивало руководство страны в прежней структуре и зачем понадобилась новая? Впрямую перед Ивановым эти вопросы не ставили, но о подоплеке кадровых решений можно догадаться по единственной фразе вице-премьера: "Деятельность этой комиссии требовала большей оперативности и жесткости в исполнении принятых решений". Оперативность новой структуры планируют повысить давно проверенным способом - назначением в комиссию чиновников на постоянной основе. С первым замом Иванов определился сразу. Им стал бывший генерал и высокопоставленный сотрудник минэкономразвития Владислав Путилин, которого для придания административного веса возвели в ранг федерального министра. С пятью другими персоналиями вице-премьеру еще предстоит разобраться. Один их них - в ранге заместителя главы аппарата правительства - займется оформлением документов для принятия решений на уровне премьера или президента. Другой возглавит научно-технический совет или комитет, оставшиеся займутся конкретными направлениями работы. Иванов условно обозначил эти направления природными сферами - суша, вода и воздух, и пообещал, что назначенцы будут нести персональную ответственность за свой участок.

Вчера стало ясно, на каких направлениях ВПК Иванов думает сосредоточить главные усилия.

- Предприятия военно-промышленного комплекса загружены гособоронзаказом всего на 20-50 процентов. Это не страшно и в целом соответствует мировой практике, - оценил ситуацию Сергей Иванов. - Однако загруженность их "гражданского" сектора явно недостаточна. Я не призываю направлять производственные мощности на изготовление утюгов, но уверен: необходимо осваивать высокотехнологичную продукцию мирного назначения.

Сферы приложения сил у отечественной "оборонки" на самом деле обширные. Например, их производственные мощности и инженерно-технический потенциал мог бы пригодиться в энергетике, нефтяной и газовой промышленности. Многие машины и аппаратуру нефтяники и газовики закупают за границей, выкладывают кругленькие суммы в валюте. А могли бы с большей выгодой приобретать у российских производственников, в том числе из ВПК. Полная загрузка оборонных заводов выгодна и армии. Дело в том, что немалую долю в окончательной цене на танки, самолеты, подлодки и так далее составляют компенсации производственников за вынужденные простои мощностей.

Не секрет, что практически все предприятия ВПК уже встроены в рыночные механизмы. Поэтому государству, а значит, и военным выгодно иметь дело не с отдельными производствами, а с крупными оборонными холдингами. Такие уже созданы в вертолето- и авиастроении, на тактическом ракетопроизводстве, в сфере ПВО. Есть решение о формировании бронетанкового холдинга, на очереди - судостроительный и другие.

Объединение "оборонки" в единых государственных руках имеет привлекательность и для самих производств. Помимо постоянной загруженности, оно максимально предохраняет производственников от искусственного банкротства, когда в погоне за землей или технологиями недобросовестные коммерсанты доводят уникальные заводы до полного экономического и финансового краха.

Наконец, по замыслу Иванова, Военно-промышленная комиссия должна навести порядок с ценообразованием, отыскать оптимальный баланс между "хочу" и "могу". Тогда и гособоронзаказ станет легче увязывать с возможностью промышленников.

Что у военных в кошельке

Наведение финансового порядка в армии Иванов считает большим достижением этих пяти лет. На самом деле пропорция в распределении средств между "проеданием" и "развитием" с каждым годом приобретает все более цивилизованный вид. Например, в 2001 году эта пропорция была 70 к 30. Сегодня она - 60 к 40. А через четыре с половиной года военные обещают добиться наиболее оптимального распределения средств - 50 на 50.

Такая "половинчатость", конечно, не самоцель. Появление новых образцов техники и вооружения - требование жизни, и отставание здесь чревато серьезными неприятностями. Их мы уже видели в середине 1990-х, когда нормой считались "война" на картах, "полеты" на земле и "морские вахты" у причалов. Вчера Иванов привел интересную статистику, которая лучше слов убеждает, что развал армии остановлен. Если с 1996 по 2000 годы Вооруженные силы получили около 40 новых образцов вооружения и военной техники, то лишь в 2005 году таких новинок в войсках стало 400. Как говорится, почувствуйте разницу.

- За это же время денежное довольствие полковника выросло в 3,08 раза, подполковника - в 3,45 раза, капитана - в 3,56 раза, а лейтенанта, командира взвода - в 3,69 раза, - напомнил Сергей Иванов.

Три года до квартиры

Самым большим своим достижением Сергей Иванов называет даже не приличные оклады военных и нормальную работу "оборонки", а относительное затишье на жилищном фронте. Армия бесквартирных военных в последние пять лет перестала расти и даже сократилась с 95 до 71 тысячи человек. Вооруженные силы за это время, правда, тоже "похудели", но интенсивность секвестра все же несопоставима с темпами офицерских новоселий.

Сейчас приоритетными являются три военно-квартирных направления: стартовавшая в прошлом году ипотека, попытка решить жилищную проблему в самых заселенных регионах России и сокращение очередников среди пришедших в армию до 1 января 1998 года.

Армейская ипотека пока не вызывает у министра серьезной озабоченности. Деньги на счета лейтенантов переведены, все необходимые органы для работы новой системы созданы. В нынешнем году с опережением на 12 месяцев в минобороны хотят пробно запустить механизм ипотеки и в порядке эксперимента помочь в приобретении жилья нескольким сотням офицеров. Если не случится пробуксовки, меньше чем через год ипотеку запустят на полную.

Условно названная 15 плюс 15 по количеству выделяемых в нынешнем и будущем годах миллиардов рублей программа помощи военным из пяти регионов России: Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей, ценна как минимум двумя моментами. Во-первых, эти деньги помогут расселить сразу 18 тысяч армейских семей в регионах, где реальная стоимость "квадрата" стопроцентно отодвигает военных от вожделенного новоселья. Во-вторых, сэкономленные на "столичниках" деньги пойдут на приобретение жилья офицерам и прапорщикам из других регионов.

Наконец, вчера Сергей Иванов пообещал, что все, кто пришел в армию до 1998-го, будут обеспечены жильем в ближайшие три с половиной года. "Я верю в это, и я этого добьюсь", - дословная цитата министра обороны.

Госуправление Армия Минобороны