Российская газета | Дмитрий Вадимович, предусматривается, что по нацпроекту "Образование" в регионы будут направлены значительные средства. Как вы считаете, должны ли при этом учитываться особенности территорий, ведь в каждом субъекте РФ система образования имеет свою специфику?
Дмитрий Зеленин | На мой взгляд, при решении проблем образования недопустимо применять сугубо административный подход. Нужно обязательно учитывать специфику регионов и, исходя из этого, уже решать вопросы поддержки тех или иных территорий.
Возьмем, к примеру, нашу Тверскую область. Это территория, сравнимая по размерам со среднеевропейским государством. При этом у нас малая плотность сельского населения - оно составляет всего 25 процентов жителей области. В то же время доля сельских школ - более 70 процентов от общего числа в регионе.
Такая большая сеть сельских школ порождает проблему распыления ресурсов - и финансовых, и кадровых, и технических. На наш взгляд, решение этой проблемы - в переходе от "финансирования затрат" к "финансированию задач", то есть - в ориентации бюджета образования на конечный результат. Наша область в числе первых перешла на нормативное, или подушевое бюджетное финансирование, на выделение средств для обучения конкретного ученика, а не на финансирование издержек существующей системы. Этот подход уже начал приносить позитивные результаты.
Но полноценное, адекватное современным требованиям содержание школьной системы на селе требует дополнительных расходов. Расходы на одного ученика в такой школе больше, чем в городах. Поэтому я считаю целесообразным пересмотреть действующие методики нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений. При сохранении единой концепции они должны предусматривать различные модели финансирования для регионов-доноров и для дотационных субъектов Федерации, для промышленных и аграрных, для густонаселенных и малочисленных.
Мы ждем, что министерство финансов учтет нашу позицию и особенности региона - и при разработке методик финансирования, и при расчете субвенций.
РГ | Сегодня остро стоит вопрос о разном качестве образовательных услуг в городе и на селе. На ваш взгляд, можно ли решить эту проблему и если да, то что нужно для этого сделать?
Зеленин | Создание единого качества обучения в городе и на селе - одна из важнейших задач, которую нужно решить при реализации нацпроекта "Образование". Проблема качества образовательных услуг в сельских районах является одной из наболевших для России. Поэтому сегодня крайне необходимо выравнивание существующих различий между городской и сельской школой.
Чтобы решить эту проблему, мы пошли путем создания сельских образовательных округов. Центром каждого такого округа является базовая школа - более крупная, полностью укомплектованная преподавательскими кадрами.
По нашему видению, базовые школы должны быть ресурсными центрами развития образования - там будут проводиться Единые государственные экзамены, апробация новых образовательных технологий, повышение квалификации педагогов. Именно эти школы в первую очередь должны получать компьютерное оборудование и доступ в Интернет. Их директора, которые проходят соответствующую аттестацию, будут получать повышенную зарплату. Для подвоза учащихся в базовые школы из окрестных сел и деревень обеспечиваем их автотранспортом в рамках областной программы "Школьный автобус".
Но вопрос в том, что базовые школы и сельские образовательные округа не имеют пока необходимого официального статуса на федеральном уровне. Считаю, что он должен у них появиться. Думаю, это было бы полезно не только для нашей области, но и многих других субъектов Федерации.
РГ | Что, на ваш взгляд, необходимо для того, чтобы модернизация образования в нашей стране прошла успешно?
Зеленин | Российская школа сегодня ждет модернизации, она ей необходима. И очень хорошо, что именно эта задача - повышение качества обучения - поставлена во главу угла при реализации национального проекта.
Думаю, что модернизация должна начинаться с определения приоритетов - на сегодняшний день, на ближайшее будущее и на длительную перспективу. И универсальным инструментом проверки жизнеспособности каждого предложения должен быть ответ на вопрос: насколько это практически реализуемо в каждой конкретной школе, учреждении профессионального образования, в практике каждого педагога.
Поэтому мы создаем концепцию развития региональной образовательной системы в виде договора администрации области и системы образования на реализацию конкретных мер в понятной временной перспективе.
Вообще я бы назвал принципиальным отличием нашей региональной системы образования комплексность, системность тех мер, которые предпринимаются для решения существующих проблем.
Но нужно отчетливо понимать, что модернизация образования станет результативной тогда, когда будут должным образом мотивированы действия органов власти, местного самоуправления, учреждений образования и каждого конкретного работника. Сегодня стимулирующее финансирование предусмотрено в рамках национального проекта на уровне индивидуальных инициатив лучших учителей и инновационной активности школ.
Я считаю, что те регионы, в которых программа модернизации образования будет осуществляться наиболее успешно, должны поощряться. Для этого в нормативных документах по реализации Концепции развития образования можно предусмотреть конкретные показатели эффективности работы органов государственной власти регионов.
По этим результатам можно было бы предусмотреть специальные меры финансового стимулирования регионов, достигших высоких результатов. Причем распределять эти средства между субъектами Российской Федерации я бы предложил на конкурсной основе - по рейтингу, критериями которого должны стать объективные оценки эффективности работы.
РГ | И по каким критериям, на ваш взгляд, нужно оценивать работу региональных систем образования?
Зеленин | Я бы предложил выработать специальные индикаторы качества образовательных услуг. Они необходимы, если мы действительно ставим задачу всестороннего повышения качества образования.
Мировой опыт убеждает, что должны существовать надежные и эффективные системы индикаторов качества образовательных услуг - как внутренних, отраслевых, так и внешних, которые задаются обществом в целом. Например, в Германии вопросы оценки профессионального образования переданы в компетенцию торгово-промышленных палат в качестве государственной задачи.
В частности, внутренними индикаторами качества образования могут быть учет активности педагогов и учащихся в инновационных конкурсных отборах, показатели учебных достижений школьников, реализуемые в регионе инновационные образовательные технологии и т.д.
Что касается внешних индикаторов, то ими могут послужить: оценка работодателями знаний и навыков поступающих молодых работников и их адаптации на рабочих местах, уровень информатизации образовательного процесса, оценка родителями подготовленности выпускников к выбору и получению профессии. Большинство показателей можно выразить цифрами, сопоставить и дать соответствующие непредвзятые оценки.
К сожалению, среди нашей педагогической общественности бытует мнение, что система качественной оценки работы образовательных учреждений - дело крайне затруднительное, потому и браться за него не нужно. Это явное заблуждение, которое не выдерживает сравнения с опытом тех стран, чьи образовательные системы сегодня показывают наилучшие результаты и где наиболее развиты критерии и подходы к оценкам качества образовательных услуг.