Новобранцам и их родственникам по-прежнему не стоит опасаться отправки в "горячие точки". В армии строго- настрого запрещено посылать солдат-срочников в Чечню. Сергей Иванов пообещал, что скоро этот запрет распространится на Дагестан и Ингушетию. Со следующего года прекратятся опасные командировки на Северный Кавказ военнослужащих по призыву во Внутренние войска.
Наконец, чтобы сделать армейскую жизнь привлекательной для молодежи, с нынешней весны в Вооруженных силах в порядке эксперимента солдат начнут обучать гражданским профессиям. Около двух тысяч добровольцев в течение года пройдут теоретическую подготовку в "учебках" и войсковую практику в частях и на кораблях по 34 специальностям. Выбор самый широкий - от автослесаря до повара. Обучение, разумеется, бесплатное, а выпускной диплом - общероссийского образовательного стандарта. С таким документом можно запросто устраиваться на работу после службы.
За три ближайших месяца в строй поставят чуть больше 124 тысяч новобранцев. Это на 33 тысячи меньше, чем в прошлом году. Дело не в отсутствии призывников - несмотря на демографические проблемы, мобилизационные ресурсы в России имеются. Как недавно заметил министр обороны Сергей Иванов, сокращение солдатского набора - прямое следствие планомерного перехода Вооруженных сил на контрактный способ комплектования. 60 тысяч солдатских и сержантских должностей уже занимают профессионалы. До января 2007-го призывников в строю потеснят еще 25 тысяч российских контрактников.
- Задача стоит предельно четкая: к моменту перехода на один год срочной службы, то есть к 2008 году, 70 процентов личного состава Вооруженных сил должны составлять профессионалы. Но это не означает, что мы планируем отменить призыв вообще, - поделился Сергей Иванов с "РГ" планами оборонного ведомства.
Вместо отмены призыв собираются упорядочить. Вчера на заседании правительства военные докладывали свои предложения. Инициативы, в общем-то, известны и давно вынесены на общественный суд. Главная новация - поэтапный переход на 12 месяцев срочной службы и примерно двукратное увеличение призыва за счет ликвидации части отсрочек, в первую очередь профессиональных. Чтобы максимально снизить издержки призывной реформы, с будущей весны новобранцев отправят в казарму на полтора года. "Иначе одновременное увольнение трех четвертей солдат негативно скажется на безопасности государства", - объясняют необходимость промежуточного секвестра в оборонном ведомстве.
О некоторых призывных нововведениях в блицинтервью корреспонденту "РГ" рассказал начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов.
Василий Смирнов | По приказу министра обороны в этом году впервые всем призывникам на сборных пунктах субъектов России будут объявлять будущее место прохождения службы. Указания на этот счет в комиссариаты даны. Но, к сожалению, в райвоенкоматах сделать это мы не сможем.
РГ | А как же узнают будущее место службы родители сельских парней?
Смирнов | Объясняю. Районный комиссариат или военкомат города призывает парня на военную службу. После этого новобранца перевозят на сборный пункт субъекта Федерации, где формируются команды для отправки в воинские части. Лишь после этого ребятам объявляют: вы направляетесь для прохождения службы туда-то. Если родители находятся на сборном пункте, призывники могут сразу назвать им воинскую часть. Если родителей там нет, новобранцам дадут возможность позвонить им. Наконец, родственники смогут получить такую информацию от офицеров сборного пункта.
РГ | Представим ситуацию: парень забыл или поленился позвонить домой, такое нередко случается. А родители волнуются.
Смирнов | Такое действительно бывает. Особенно через 3-4 месяца службы, когда солдат уже адаптировался к армейским условиям. В таких ситуациях командирам нередко приходится усаживать подчиненного за стол и заставлять его писать родителям.
РГ | Но писать письма многие не любят. Будет ли у призывников возможность позвонить домой из воинской части?
Смирнов | Позвонить домой они смогут в увольнении. Но мы изыскиваем и другие способы связи. В частности, в трех учебных частях минобороны уже оснащены Интернетом специальные классы. К концу года планируем расширить такую практику на сотню воинских частей. Однако возможности выдать каждому солдату по мобильному телефону, как это предлагают некоторые СМИ, у нас нет.