Российская газета| Вы создаете картины на дереве, почему выбрали этот материал?
Нодар Хохобашвили| Когда приехал в Москву, начинал уличным художником. А улица - рынок, где спрос рождает предложение. Вот заказывает человек 12 огромных рыб, и хочешь не хочешь - рисуй. Чтобы получить хоть какое-то удовольствие, начинаешь то дизайн рыб менять, то цвет. Так само собой появился новый материал - дерево, чтобы интереснее было. А первый натюрморт на дереве появился в 2000 году. У меня в мастерской был камин. Зимой его топили, чтобы тепло было. Друзья знали, что мне нужно не гостинцы нести, а дрова. Один приятель принес деревянный поддон и стал рубить на мелкие кусочки. А доски-то привлекательные. Я их забрал, собрал снова, получилась вольная форма, которая сама подсказала тему, и появился натюрморт "Гранаты на полке". Дерево особый материал, он теплый, имеет свою форму, фактуру, а это позволяет экспериментировать, играть.
РГ| А холст совсем забросили?
Хохобашвили| Да вы что?! Конечно нет. Все зависит от темы.
РГ| Есть у вас любимые темы?
Хохобашвили| Время от времени появляются и плавно переходят в серии, а потом приходит новая тема. В какой-то момент появились гранаты, потому что они мне нравятся, нравились и будут нравиться. Это даже стало моим фирменным знаком, а друзья-художники прозвали меня "гранатометчиком".
РГ| Любой человек может стать художником?
Хохобашвили| Есть определенные законы, зная которые, можно научиться рисовать и стать рисовальщиком, но не художником. Хотя без знаний художником тоже не стать. Вообще настоящие художники - дети, а остальные - просто мастера разной величины. Дети искренние и творят на подсознательном уровне.
После "улицы" долго не мог освободиться от того, чтобы не смотреть на работы глазами покупателя. По каплям из себя это вытравлял. Во время работы часа через 3-4 внутри что-то включается и все преображается. А когда заканчиваешь, порой сам не веришь, что это ты сам только что сделал. Это и есть самый большой кайф.
РГ| Часто принимаете участие в выставках?
Мне тоже не нравятся мои соотечественники, который ведут себя неподобающим образом, но они и в Тбилиси себя так же ведут
Хохобашвили| Для художника участие в выставке такое же важное событие, как для артиста - премьера. Недавно выставлялся в "Арт-Манеже". Хорошо, что нет такого понятия, как эталон вкуса, и у людей разные вкусы и мнения. Но мне особенно нравится, когда приходят люди, побывавшие в свое время в Грузии. Они сразу начинают что-то рассказывать, вспоминать, спрашивать. Следующая выставка будет в конце апреля в грузинском культурном центре. Я там буду выставляться с моими тбилисскими друзьями, прекрасными художниками Мамукой Дидебашвили и Майей Рамишвили.
РГ| В вашем творчестве есть национальное начало?
Хохобашвили| Я лично так не считаю, но другие говорят, что есть. Однажды я сам в витрине галереи увидел картину и сразу же определил, что ее нарисовал грузин. Она выделялась своей яркостью и светлостью. Искусство не имеет национальности, а вот национальный колорит безусловно присутствует. Грузинский колорит проявляется в более яркой и светлой тональности. Это от самой природы.
РГ| Почему вы решили приехать в Москву?
Хохобашвили| Мы все дети советской культуры, а столица для нас - Москва. Этот город никогда не был чужим. Я сюда постоянно ездил с 1986 года, здесь лечили мою дочь. А когда приехал сюда жить, мне уже было все знакомо, было много друзей.
РГ| Сталкивались когда-нибудь с негативным отношением из-за того, что вы - грузин?
Хохобашвили| Лично я такого не испытывал, может, потому, что не имею такой ярко выраженной грузинской внешности. Но чувствую, что воздух накаляется. Вообще на эту тему больше говорят, чем на самом деле происходит. Если честно, мне тоже не нравятся мои соотечественники, которые ведут себя неподобающим образом, но они и в Тбилиси себя так же ведут. Нельзя по одному негодяю судить обо всех людях. В последнее время отношения между нашими странами стали натянутыми. Раньше часто встречал людей, которые бывали в Грузии и смогли на себе испытать теплоту и гостеприимство народа. Но таких становится все меньше, а молодежь, наслушавшись всего, что говорят, больше не едет в Грузию, боится. Из-за этого меняются сложившиеся представления. Некоторые уже думают: раз грузин, значит враг.
РГ| Что больше всего любите в Грузии?
Хохобашвили| Мне близко и дорого все: природа, культура, история, не говоря уже о родных и друзьях. Но особо выделил бы юмор. Это наша неотъемлемая часть. Грузия - маленькая страна, в которой западные грузины отличаются от восточных, горные от равнинных, у всех свой темперамент и характерный юмор. Все постоянно подтрунивают друг над другом, как, например, россияне над чукчами. Я стараюсь собирать новые грузинские анекдоты. Жаль, что при переводе теряется колорит. Меня спрашивают, что тебе привезти: ткемали, чурчхелу, вино, а я говорю: "А-нек-дот".