Недавно руководство Роспотребнадзора предложило руководству Федеральной таможенной службы запретить ввоз в РФ вина из Молдавии и Грузии по санитарно-эпидемиологическим причинам.
Действия чиновников вызвали шоковую реакцию у российских предпринимателей.
- Этот запрет в первую очередь нанесет ущерб России и российскому бизнесу, - считает президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.
По его словам, решение о приостановке выдачи санитарно-эпидемиологических заключений на вино и виноматериалы, ввозимые из Молдавии и Грузии, обрушилось на российских бизнесменов как снег на голову. В результате сегодня более 200 миллионов бутылок, находящихся в торговле, подлежат изъятию, а на границе остановлено 600 вагонов с продукцией, которую теперь невозможно растаможить. По оценке ассоциации, если вино, оставшееся на полках и в вагонах, не будет реализовано, ущерб может составить до 700 миллионов долларов.
- С каждым днем ситуация усугубляется, потому что приходится платить штрафы за простой вагонов и хранение грузов, - отметил Шапкин. - Если в ближайшее время не будет принято кардинальное решение, это приведет к банкротству большого числа исключительно российских компаний и потерям российского бюджета.
Не секрет, что основной частью винодельческого бизнеса Молдавии и Грузии прямо или косвенно владеют российские компании. Так, к примеру, по оценке минсельхоза Молдавии, россияне контролируют в республике 75 процентов винодельческого бизнеса.
Как подчеркивают в ассоциации, в развитие винодельческих предприятий Молдавии за последние годы Россия инвестировала свыше 100 миллионов долларов. Теперь же ущерб будет нанесен и российским заводам, которые используют молдавские виноматериалы, а это до половины всех наших винзаводов.
- Ведь если из торговли изымают вина, произведенные в Молдавии, значит, надо снимать с полок и вино наших заводов, выработанное из молдавских виноматериалов, - считает Павел Шапкин.
Представители ассоциации отмечают, что всего в торговле молдавскими и грузинскими винами в России занято 225 тысяч человек плюс около 17 тысяч русскоязычных в Молдавии и Грузии. Необходимость срочного поиска выхода из сложившейся ситуации продиктована, по их мнению, еще и тем, что большая часть этих граждан может потерять работу уже через 2-3 месяца. Кроме того, исчезновение с прилавков недорогой продукции из Молдавии и Грузии не может не привести к резкому росту потребления прежде всего крепкого алкоголя (рынок которого в России на 40 процентов нелегальный), что чревато ростом числа несчастных случаев, тяжелых алкогольных отравлений и травм.
Импортеры и дистрибьюторы также ожидают серьезных потерь. Между тем дистрибуцией только молдавских вин в России занимается более 2 тысяч компаний. По словам Игоря Коропенко, заместителя гендиректора одной из них - компании "Алма Групп", за срыв контрактов с торговлей будут платить не молдавские винзаводы, а российские дилеры.
Комментируя претензии в свой адрес, представители бизнес-сообщества отмечают, что более чем за 10 лет своей деятельности крупнейшие российские компании, занимающиеся производством молдавских и грузинских вин, четко отработали технологии контроля качества и в течение этого десятилетия не имели претензий со стороны контролирующих органов.
- Прежде всего это объясняется непрерывным контролем всего процесса выращивания и сбора винограда, а также современным уровнем организации производства вина, - говорит Шапкин. - В Молдавии, например, аккредитована лаборатория Ростеста, которая уже много лет сертифицирует алкогольную продукцию в соответствии с принятыми в России стандартами. И вся продукция, которая сегодня снимается с полок, имеет российские гигиенические сертификаты и сертификаты Ростеста.
- Жаль, что такое важное дело, как контроль за качеством ввозимой продукции, может быть сведен к кавалерийскому наскоку, - соглашается вице-президент Московской лиги виноделов Николай Мехузла. - Считаю, что в России сегодня необходимо создать институт по борьбе с фальшивыми пищевыми продуктами и сформировать совершенно новую систему глубокого контроля качества винодельческой продукции.
Российские бизнесмены не менее чиновников обеспокоены ростом числа подделок известных вин и обилием суррогата. Но вопросы к способам исправления ситуации у них остаются.
"В связи с постановлением Главного санитарного врача РФ "Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции", в котором обращается внимание на необходимость тщательного контроля качества винопродукции, поступающей из Молдавии, Грузии, а также Аргентины и Чили, считаем необходимым отметить своевременность принятия мер по наведению порядка на российском алкогольном рынке. В этом заинтересована большая часть производителей и импортеров.
Но, к сожалению, меры, обозначенные в этом постановлении (провести проверки, заслушать, усилить и т.д.), больше напоминают элементы кампанейщины, нежели способствуют созданию системы планомерного, продуманного и жесткого государственного контроля качества вин, представленных на российском рынке", - говорится в заявлении Национальной алкогольной ассоциации.
Особо удивили бизнесменов подозрения в том, что в винах якобы содержится много пестицидов и тяжелых металлов.
- Это вызывает лишь недоумение, - говорит Николай Мехузла. - Ведь известно, что из-за тяжелого материального положения крестьян (основных производителей винограда) в Молдавии и Грузии вот уже больше 15 лет пестициды не используются. Кроме того, любой специалист знаком с результатами исследований, проведенных как за рубежом, так и в нашей стране и опубликованных в научной литературе. В них убедительно доказано, что в вине содержания пестицидов в количествах, опасных для здоровья человека, практически не наблюдается. Это связано с особенностями технологии. Как показали, скажем, исследования Всероссийского НИИ пиво-безалкогольной и винодельческой промышленности (проф., д.т.н. А.Л. Панасюк и к.т.н. Е.И. Столярова, 1995 г.), пестициды удаляются в процессе сбраживания виноградного сусла. Этому способствует дрожжевая биомасса, образующаяся в процессе брожения и активно сорбирующая пестициды из виноградного сока.
- Кроме того, - продолжает Мехузла, - известно, что в результате брожения резко снижается растворимость пестицидов, и они практически полностью выпадают в осадок. Одновременно осаждаются и тяжелые металлы. Источниками попадания тяжелых металлов в вина могут быть два направления: природное (из почвы при созревании винограда) и от используемого оборудования. Однако первое направление обогащает вино тяжелыми металлами в крайне малых количествах, значительно меньших, чем это установлено по предельно допустимым нормативам Международной организацией винограда и вина (Париж, Франция) и ГОСТами нашей страны. А применяемое сегодня на большинстве предприятий оборудование (коррозионно-стойкие материалы, емкости из нержавеющей стали и т.д.) возможность попадания в вино тяжелых металлов полностью исключает.
Кроме того, лаборатории, имеющиеся практически на всех винодельческих предприятиях, не выпускают с завода ни одну бутылку вина с содержанием тяжелых металлов, превышающим нормативы. Вдобавок к этому вино проходит контроль на безопасность в испытательных центрах, после чего ему выдается "гигиенический сертификат". На следующем этапе идет проверка его физико-химических и органолептических показателей, по итогам которой выдается "сертификат соответствия продукции". И лишь после этого вино может быть допущено для реализации в торговой сети.
По словам представителей ассоциации, положение усугубляется тем, что вся информация (какие вина вошли в список, какие фирмы их выработали, по каким признакам и показателям их забраковали, по каким методикам проводили исследования и многое другое) полностью закрыта. В итоге российские бизнесмены, занимающиеся производством вин и закупкой их в Молдавии и Грузии, оказались полностью незащищенными.
- Мы за то, чтобы качество вина и другой поступающей в Россию продукции строго контролировалось, но мы против того, чтобы это наносило вред стране и ее гражданам, - заключают представители бизнес-сообщества.
Справка "РГ"
Молдавия, занимая 10-е место в мире среди производителей вина и экспортеров алкогольной продукции (1,4 процента от мирового объема по итогам 2005 года), опережает сегодня даже таких всемирно известных поставщиков, как Аргентина и Новая Зеландия. В 2005 году она отгрузила в Россию 74,8 процента от общего объема экспорта вина.
Грузия в 2005 году экспортировала в Россию 60 миллионов бутылок вина - почти вдвое больше, чем годом ранее. Около 70 процентов экспорта приходится на Россию.