С просьбой прокомментировать ситуацию вокруг этого закона и рассказать о формировании налоговой политики на 2007-2009 годы корреспондент "РГ" обратился к председателю Комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктору экономических наук Юрию Васильеву.
Российская газета: Юрий Викторович, говорят, на заседании правительства вы выступили с инициативой об изменении механизма сбора налогов на доходы физических лиц?
Юрий Васильев: Я предложил в пределах Российской Федерации перечислять подоходный налог в бюджеты населенных пунктов, где проживают работники, а не в бюджеты городов, где они трудятся. То есть, распределять налог по месту жительства, а не работы. Эту тему в разное время поднимали руководители Ленинградской, Пермской, Московской, Тверской областей. И на то у них были резонные причины. Как известно, налог на доходы физических лиц - третий по объему поступлений в бюджет после налогов на прибыль и добавленную стоимость.
В прошлом году граждане уплатили в казну подоходного налога на сумму более 574 млрд. рублей. Однако только треть таких поступлений идет в местные бюджеты. Особенность этого налога в том, что его платят не сами граждане, а их налоговые агенты - работодатели. Поэтому деньги перечисляются на счет той налоговой инспекции, где стоит на учете компания, а не туда, где зарегистрирован сам плательщик налога. Если человек живет и работает в одном и том же регионе, проблем не возникает, но если он ездит на работу в соседний город или область, получается парадоксальная ситуация: бюджетные услуги ему предоставляет один регион, а деньги идут другому. Такая проблема знакома практически всем крупным городам. Реально, например, бюджет Московской области теряет до 3 миллиардов рублей в год из-за того, что ее жители платят подоходный налог в Москве.
Во всем же остальном этот налог себя оправдал. Вместе с тем действующий порядок применения этого налога, начиная с 2007 года, ожидают корректировки. Целесообразно предусмотреть увеличение социальных налоговых вычетов на обучение в образовательных учреждениях в размерах, соответствующих общему уровню доходов населения. В настоящее время размер каждого из таких вычетов ограничен 38 тысячами рублей ежегодно, который остается без изменений, начиная с 2004 года. Предлагается с января 2007 года установить предельный размер каждого из социальных вычетов на уровне 50 тысяч рублей. То есть из годовой налогооблагаемой базы (заработка) эта сумма "изымается", благодаря чему общий размер налога уменьшается. И граждане, подавшие в налоговую инспекцию декларацию и подтвердившие свои социальные траты (например, на обучение ребенка), могут получить компенсацию по налогу. Кроме того, в целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования будет разрешено учитывать не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования.
РГ: Какие еще изменения ожидаются в 2007- 2009 годах?
Васильев: Прежде всего налоги будут иметь общую тенденцию к снижению. Можно говорить о переходе от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС экспортерам, уплаченного ими по материальным ресурсам. Уместно сказать и об уменьшении налогоплательщиками, в полном размере, налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предыдущем году. Будут введены нулевые налоговые ставки по НДПИ для новых нефтяных месторождений на срок до 10 лет с момента государственной регистрации лицензии до достижения определенного объема добычи нефти. Намечен и ряд других конструктивных мер. Но прежде мы должны принять законопроект о налоговом администрировании.
РГ: Страсти вокруг этого законопроекта кипят нешуточные. После первого чтения вы получили 750 поправок к нему. Компромисс возможен?
Васильев: Работа над этим документом, действительно, идет непросто. Но несмотря на то что споры вокруг этого законопроекта продолжаются, сегодня уже можно говорить о том, что определенные контуры будущего закона определены довольно точно. Несомненно, он будет иметь стратегическое значение для развития налоговой политики в ближайшие годы. Во-первых, он поможет отрегулировать механизм сбора налогов. Во-вторых, разрешит, наконец, затянувшийся конфликт между налоговиками и налогоплательщиками. В-третьих, будет найден взвешенный баланс интересов, прав и обязанностей между двумя сторонами. Все это играет немаловажную роль в успехе налоговой реформы.
РГ: В целом законопроект уже сформирован. И все-таки, насколько известно, у вас есть к нему претензии. Какие?
Васильев: Приведу лишь два примера. Первый - законопроектом предлагается наделить налоговые органы правом требовать "пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, удержания и своевременность уплаты налогов и сборов". Иными словами, контролеры смогут требовать любые документы, которые сочтут нужными. Если мы проанализируем перечень справок, которые налоговый орган вправе истребовать в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса у налогоплательщиков, заявивших право на вычет (возмещение), станет ясно, что он не только не сократился, но и расширился. Мы полагаем необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению серьезнейшим образом сократить объем справок и бумаг, которые в настоящее время называют налоговые органы вне рамок выездной проверки. Более того, целесообразно сделать перечень документов реально закрытым.
Второй пример связан с установлением "новой" обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете". Следует отметить, что согласно статье 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" большинство организаций обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года. Таким образом, предлагается законодательно закрепить существующую в настоящее время, не оправданную, на наш взгляд, практику ежеквартально представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность. Тем более что никакой существенной значимости для целей налогообложения данная отчетность не имеет. Так что пока законопроект явно не нацелен на улучшение налогового климата в стране, а в ряде случаев - даже ухудшает положение налогоплательщиков.
Более того, увеличение административного бремени на налогоплательщиков может стать причиной ухода предпринимателей из легального бизнеса "в тень". Такие примеры, к сожалению, есть.
Так что надо вносить поправки в законопроект. Необходимо регламентирующие четкое определение статуса налоговых проверок и уточнение процедуры их проведения, включая установление жестких максимальных сроков. Надо добиться повышения эффективности досудебного урегулирования налоговых споров, а также - ограничений количества проверок налогоплательщика. Далее, четко определить перечень лиц, у которых может быть запрошена информация, и уточнить ее характер. Целесообразно законодательно закрепить проведение повторных налоговых проверок как меры, направленной на выявления нарушения законодательства о налогах и сборах органами налогового контроля. При всем этом должны строго соблюдаться существующие базовые принципы законодательства о налогах, в том числе принцип "презумпции невиновности" налогоплательщика.