Российская газета: Обещание государства обеспечить все названные группы жильем объединено в отдельную подпрограмму федеральной программы "Жилище" и вошло в национальный проект по доступному жилью, то есть статус у этих обязательств - выше некуда. О скольких семьях идет речь?
Анатолий Мишанов: Если говорить о всех группах вместе - в жилье нуждаются более 700 тысяч семей, это более двух миллионов человек. Но надо сказать, что только по одной группе - по военнослужащим - у нас есть четкие списки с координатами практически каждой семьи. Создана единая, постоянно обновляемая база данных по всей стране. Количество тех, кто будет уволен из армии до 2010 года, - 327 423 семьи, уже уволились и нуждаются в улучшении условий 84 686 семей. Что касается других групп, сейчас Росстрой согласовывает списки по всем остальным категориям.
У нас есть общие данные (см. таблицу), но они не окончательные и будут уточняться.
РГ: Механизм обеспечения жильем остается прежним - жилищные сертификаты?
Мишанов: Напомню, программа обеспечения жильем военнослужащих через систему жилищных сертификатов стартовала в 1998 году, и понадобилось несколько лет, чтобы ее отладить.
Уточнили методику расчета стоимости квадратного метра. Стоимость сертификата перестала зависеть от срока службы. И примерно в 2002 году уже образовалась очередь из желающих сертификаты получить, как по линии минобороны, так и в регионах, где за жильем обращались уже уволенные в запас. Сейчас очередь двигается довольно равномерно: ежегодно реализуется по 20 тысяч сертификатов, и, по нашим данным, на 100 выданных сертификатов приходится 97-98 новоселий, то есть жилье находят и приобретают практически все. Механизм работает нормально, и его решено было распространить и на все остальные социальные группы, обеспечиваемые жильем за счет государства.
РГ: Если внимательно посмотреть таблицу, станет ясно, что очередники разных групп оказываются в неравном положении. Из нынешних отставников до 2010 года жилье получат почти 40 процентов, из тех, кто будет увольняться по ходу дела, - только 23 процента. Чернобыльцам тоже обещано, что за пять лет квартирный вопрос решат 4 семьи из десяти. Хуже всего северянам - из 218 с лишним тысяч семей до 2010 года смогут уехать "на материк" лишь 8 тысяч семей, или всего 4 процента. А из Байконура и того меньше - всего 1 процент нуждающихся. Почему?
Мишанов: Это связано с финансированием. За пять лет запланировано выделить на обеспечение жильем 133 миллиарда рублей. Сумма большая, но, к сожалению, недостаточная, чтобы осчастливить всех и сразу. Тем не менее ресурсное обеспечение программы таково, что если говорить о военных, то все те семьи, которые вообще не имеют никакого жилья, до 2010 года его получат. Для тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, очередь двигается медленнее. Правда, например, для жителей Байконура параллельно существует еще один механизм - жилье в России приобретается за счет субвенций, выделяемых правительством РФ городскому бюджету. Причем переселенцам предлагаю переехать туда, где для них находится работа по специальности - в Новосибирск, в Московскую область и так далее. Хуже всего обстоит дело с северянами. Здесь явно надо искать и продумывать дополнительные меры.
РГ: До 2004 года Росстрой рассчитывал стоимость квадратного метра для программы жилищных сертификатов по каждому региону в отдельности. Теперь принят новый порядок - при определении стоимости сертификата учитывается средняя рыночная стоимость жилья в целом по стране. Но это ведь "средняя температура по больнице" - ясно, что купить квартиру в большом городе при таких условиях уже будет невозможно. С чем это связано?
Мишанов: Постараюсь объяснить, почему было принято такое решение. Пока стоимость сертификата рассчитывалась исходя из того, в каком регионе военнослужащий собирался приобретать квартиру, примерно 70 процентов заявляли, что переезжают в Москву, Московскую область и в Санкт-Петербург. Закон "О статусе военнослужащих" позволяет это делать без всяких ограничений. Стоимость жилья в таких городах намного выше средней по стране, соответственно, и получаемый сертификат "стоил" дороже. Была прямая заинтересованность его "обналичить" (то есть с его помощью покупалась квартира и тут же продавалась за полную рыночную стоимость). А на вырученные деньги уже приобреталось жилье где-нибудь в Кирове или в Воронеже, еще и на обстановку, и на машину порой деньги оставались. Получалось, что средств, запланированных для приобретения жилья, допустим, для 30 тысяч семей, в реальности хватало только для 20 тысяч, потому что средняя стоимость сертификата была выше, чем предполагалось. То есть одни военнослужащие, можно сказать, приобретали жилье за счет других.
Собственно, поэтому принцип расчета и поменялся: нынешней стоимости сертификата вполне достаточно, чтобы приобрести квартиру в районном и многих областных центрах. Если же хочешь в Москву или в Питер - доплачивай из своих средств.
Кроме того, появилась возможность, введя повышающие коэффициенты, привлекать бывших военных - это ведь молодые еще, трудоспособные люди - в регионы, где не хватает рабочей силы. Например, для Дальнего Востока действует коэффициент 1,2, для Уральского экономического района - 1,1, Восточно-Сибирского района - 1,15.
Должен сказать, что для двух групп - северян и ликвидаторов - порядок расчета стоимости сертификата пока остался прежним, то есть исходя из стоимости жилья в том или ином субъекте Федерации. Но, насколько я знаю, в планах минрегиона - уже в этом году внести нужные поправки в законодательство. Чтобы уже со следующего года порядок обеспечения жильем всех социальных групп стал унифицированным.