06.04.2006 03:30
Власть

Россия и Казахстан интегрируются после вступления в ВТО

Постсоветская интеграция начнется по команде Всемирной торговой организации
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4036)
Читать на сайте RG.RU

Вчера стало окончательно ясно, что интеграция постсоветских государств оказалась в полной зависимости от присоединения их к ВТО. По словам министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, Россия и Казахстан создадут Таможенный союз (что и есть реальная, а не на уровне политических деклараций интеграция) лишь после того, как оба станут членами Всемирной торговой организации.

 

Вчера в Москве прошло заседание Совета по финансовой и экономической политике стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В совет, созданный премьерами стран ЕврАзЭС в прошлом году, вошли экономические министры всех государств сообщества, а сам он преподносился как долгожданное "гиперправительство", вырабатывающее общую для наших стран тактику поведения. Но, похоже, другое "мировое правительство", в штаб-квартире ВТО в Женеве, внесло в эти планы свои коррективы.

В тот самый момент, как постсоветские интеграторы перешли от слов к делу, всплыл "проклятый" вопрос: как объединять экономики, если государства ЕврАзЭС присоединяются к ВТО поодиночке, причем каждое на своих условиях? Первым шагом к интеграции должен был стать Таможенный союз. Но штука в том, что таможенные правила как раз и есть базовый предмет ведения ВТО. Договариваясь с ВТО, Россия как бы договаривается о своих таможенных правилах со всем миром. Исключений делать нельзя. Но ЕврАзЭС как раз и претендовал на то, чтобы стать таким исключением, и в ВТО не раз говорили, что проблема тут есть.

В секретариате ЕврАзЭС до вчерашнего дня испытывали на этот счет уверенный оптимизм. Говорили, что правила ВТО не запрещают странам создавать свои союзы (это правда). Говорили, что государства ЕврАзЭС будут координировать свое присоединение. Это уже сомнительно, поскольку, извините, Россия - на пороге, Казахстан - перед ним, а Белоруссия, без которой никакая интеграция невозможна, вряд ли там вообще окажется в ближайшие годы. Наконец, касаясь проблемы стран, которые уже стали членами ВТО (Киргизия, например), говорили, будто это государство пересмотрит с ВТО условия своего присоединения. Что в принципе возможно, но прецедентов чему, похоже, практика ВТО не знает. Вчерашнее заседание было моментом, когда интеграторы были вынуждены посмотреть правде в глаза.

А правда такова, и про это устали писать многочисленные эксперты, что сначала надо идти в ВТО, как в организацию более высокого порядка, а потом делать блоки друг с другом. Конечно, после присоединения сделать блок будет тем проще, чем ближе будут позиции стран в формате ВТО. В этом-то и заключается настоящий смысл "координации присоединения к ВТО" (а вовсе не в том, чтобы идти туда "колхозом"), о чем вчера и напомнил г-н Греф. Что же теперь ждет нашу интеграцию?

Обратим внимание: г-н Греф говорил только о России и Казахстане. Он ни слова не сказал о Белоруссии. Понятно, почему: Россия скорее всего станет членом ВТО в этом году или в начале следующего, Казахстан доказывает всем, что последует за нею, на деле ему придется подождать пару лет, но это реалистичный срок. Белоруссия же отстоит от ВТО очень далеко. Заявление г-на Грефа означает, что Россия будет заключать Таможенный союз с тем, кто присоединится к ВТО, а не с тем, кто активничает в формате ЕврАзЭС, ЕЭП или в других форматах (Союзное государство). Это прагматично, но крайне болезненно для чиновников, ответственных за интеграцию как таковую. Напомним, что днем ранее, на встрече президентов России и Казахстана, Владимир Путин заявил, что Россия будет создавать ЕЭП без Украины, в формате трех (с Казахстаном и Белоруссией). Таким образом, формат Единого экономического пространства оказался поглощен форматом ЕврАзЭС, но вместе с ним попал в ту же вэтэошную западню (Таможенный союз - так же основа ЕЭП, как и ЕврАзЭС). И от масштабного интеграционного проекта в реальности, по крайней мере, на ближайшую перспективу, остался союз двух - России и Казахстана.

На самом деле, с точки зрения экономики, это не так и плохо. Если сотрудничество, скажем, с Узбекистаном или Киргизией выглядит эффектным лишь в политическом, но не экономическом плане, то альянс России и Казахстана - серьезный, живой проект, который в общем-то не нуждается в сателлитах. Тем более что пока товарооборот между нашими странами падает, хотя потребности бизнеса требуют его роста. Мешают чиновники со своими запретами и таможенными препонами, которых должны обуздать ВТО и Таможенный союз. В этой связи вряд ли случайно, что Евразийский банк развития создают как раз Россия и Казахстан - другие и не тянут, и не вполне понимают, что им с помощью этого банка надо развивать.

Похоже, Россия и Казахстан в самом деле способны создать евразийское "ядро", к которому по мере созревания смогут примкнуть и другие страны. Скажем, Белоруссия после разрешения наших бесконечных торговых с нею проблем (что резко контрастирует с политической дружбой), после перехода этой страны на рыночные условия расчетов по газу, о чем Россия напомнила позавчера, и, наконец, после полноценной интеграции в мировую торговлю. Украина - хотя пока и вычеркнутая из списков, но шансы которой на присоединение к ВТО очень велики. И даже среднеазиатские государства - после того как там созреет осознанная потребность в интеграции.

Внешняя политика Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Таможенный союз (ТС)