06.04.2006 01:00
Культура

Анатолий Зверев "заснял" Марселя Марсо

Анатолий Зверев рисует Марселя Марсо
Текст:  Игорь Шевелев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4036)
Читать на сайте RG.RU

Случилось это почти полвека назад. Выступление в 1957 году в Москве Марселя Марсо было сродни выставке Пикассо или фестивалю молодежи и студентов. Для страны, над которой едва приоткрылся "железный занавес", в те дни были "новы все впечатленья бытия". Это была сенсация, на которую ринулась "вся Москва".

Присутствие на концерте Марселя Марсо Анатолия Зверева - это отдельная история. Сам Зверев театр в любом его виде категорически не любил. Во-первых, он сам был театр, и никаких других актеров рядом с собой не терпел. Во-вторых, его воображению не нужны были театральные впечатления, которые только мешали разыгрываемым там сценам. Но так сложилось, что человеком, "открывшим" гениального художника Зверева, был актер, мим, преподаватель ВГИКа и коллекционер Александр Румнев (1899-1965). Естественно, что сам он отправился на представление Марсо, но не один, а с французским дирижером Игорем Маркевичем (1912-1983), который тогда возглавлял Парижский и Монреальский симфонический оркестры. И понятно, что от приглашения "быть третьим" Анатолий Зверев, которого Румнев нашел, когда тот в качестве маляра раскрашивал детский городок в Сокольниках, отказаться не мог. И правильно сделал, поскольку именно Маркевич потом организует в Париже в середине 60-х первую большую выставку Зверева, после которой тот и стал всемирно знаменит.

Зверев пошел на концерт Марселя Марсо, взяв с собой небольшой школьный блокнот, в котором "застенографировал" выступление выдающегося артиста. Тем более что талант обоих - импровизационный, взрывной, но при этом формально отточенный - был чем-то схож. Так возникла зверевская серия рисунков "Марсель Марсо". Сейчас она принадлежит галерее "Кино", организовавшей выставку, а также представившей факсимильное издание того самого блокнота с рисунками Анатолия Зверева. Поскольку теперь они в каком-то смысле являются частью общей российско-французской культуры, неудивительно, что посольство Франции в Москве помогло осуществить это издание. А посол Франции Жан Каде заявил, что "радуется публикации этого альбома, напоминающего нам об особом моменте соединения двух великих мастеров".

Кроме полусотни графических работ Анатолия Зверева, сделанных во время выступления Марселя Марсо, на выставке в галерее "Кино" демонстрируется видео французского мима, а также арт-объекты на тему творчества нашего художника.

Культурный обмен