На прошлой неделе кабинет министров и лично глава минэкономразвития Герман Греф получили президентского строгача за бездействие в этих отраслях. Эмоциональная речь главы государства на повышенных тонах, сопровождавшаяся простыми оборотами разговорной русской речи, сводилась к тому, что о развитии деревообрабатывающей промышленности на высшем уровне говорят уже с 1999 года, за это время так ничего и не сделано, а древесину продолжают кубометрами гнать за границу. В том числе нелегально. По некоторым оценкам, из 204 миллионов кубометров ежегодно вырубаемого леса около 7 процентов приходится на незаконную лесорубку.
Греф пытался тогда чем-то оправдаться, но президента это не вдохновило, и он сам отправился на север России, где и раскинулась основа лесного фонда страны. А заодно взял с собой в Коми проштрафившегося министра, его коллегу Виктора Христенко, несколько губернаторов и руководителей предприятий лесной промышленности.
Да, констатировал президент, в последние годы государство пытается внести изменения в сложившуюся ситуацию, и определенные успехи уже видны. "Однако в целом положение в отрасли не изменилось", - заключил Путин. Главная беда - не развивается глубокая деревообработка. Если в мировой торговле лесной продукцией доля России составляет менее 3 процентов, то по кругляку - 22 процента. "Весь доход от переработки будет оставаться за рубежом, доходы там будут расти и зарплаты повышаться, а мы так и будем сырье гнать", - заявил глава государства.
Необходимо повышать эффективность отрасли. При том лесном изобилии, что есть в России, а страна занимает первое место в мире по объему лесного фонда, нам приходится тратить миллиарды долларов, чтобы восполнять дефицит продукции. Например, на лесобумажные товары в год расходуется 3 миллиарда долларов.
Предприниматели, хорошо подготовившиеся к совещанию, озвучили собственные предложения власти. Правда, они серьезно расходились с теми целями, о которых говорили московские гости. Если президент и правительство хотят дать импульс развитию переработки, то предложения бизнесменов скорее могут привести разве что к росту вырубки. Хотя директора фирм-заготовителей уже сейчас жалуются, что их склады забиты лесом. В частности, предприятия просят увеличить срок аренды лесного фонда до 99 лет, частично возмещать расходы на ведение лесохозяйственной деятельности и дифференцировать ставку арендной платы за пользование лесными участками.
Государство, считают предприниматели, должно участвовать в финансировании строительства лесовозных дорог и восстановлении русла рек для транспортировки сырья водным путем. Получается, что государство должно жертвовать дважды, причем ради лесовырубки. Вместе с тем, сообщил министр природных ресурсов Юрий Трутнев, в бюджете все-таки заложено 500 миллионов рублей на эти цели. Кроме того, с вступлением в силу нового Лесного кодекса доступный для разработки фонд увеличится. Сейчас из 44 миллиардов кубометров леса половина находится под запретом.
В отличие от Трутнева Греф и Христенко не сходили с генеральной линии, заданной президентом. По словам главы минпромэнерго, сейчас загрузка деревообрабатывающей отрасли составляет 85-100 процентов, поэтому дальнейшее увеличение лесозаготовки нецелесообразно без дальнейшего расширения обрабатывающей отрасли. В связи с этим он предложил ввести субсидирование процентных ставок по кредитам на строительство и расширение предприятий деревообрабатывающего сектора с гарантией обеспечения сырьем.
Христенко предложил еще один вариант - отменить экспортные пошлины на продукцию глубокой переработки. Идея явно адресовалась Герману Грефу, но тот стушевался. "У нас сейчас нет экспортных пошлин. Смотря о чем идет речь", - несколько неуверенно и тихо возразил он. Общими усилиями совещавшиеся вспомнили, что недавно правительство их отменило, сохранив только для продукции из ценных пород деревьев. Просто соответствующее постановление до сих пор не вышло. Чиновники не без удовольствия рассказывали и о другом предпринятом ими решительном шаге на благо борьбы с серым экспортом леса и развития переработки. Как известно, уже до 6,5 процента выросла ставка на экспорт кругляка, а летом она поднимется до 10 процентов. "Здесь можно пойти дальше", - ненавязчиво намекнул направление своей мысли Виктор Христенко. Герман Греф намек понял и тоже начал прикидывать дальнейший график повышения пошлин.
Бизнесменам мысли правительства понравились. Вдогонку они напомнили о необходимости скорейшего введения сертификации продукции лесопереработки на основе международных стандартов, без чего невозможен нормальный выход на иностранные рынки. Со справедливым замечанием главы минэкономразвития, что это общемировая практика, они спорить не стали - просто отнимает много времени и средств. "Согласитесь, не только у российских, но и у любого другого мирового производителя", - заметил Греф. Бизнесмены согласились и с этим.
До совещания Владимир Путин, по уже сложившейся традиции, воспользовался возможностью, чтобы поближе познакомиться со стадиями переработки леса. На делянке ООО "Лузалес" в нескольких километрах от Сыктывкара для главы государства провели "показательные выступления". Валочная техника ценой в 320 тысяч евро легко рубила русские сосны, росшие здесь не одно десятилетие, и превращала их в обычный "кругляк". Причем к приезду гостей делянку хорошенько благоустроили, завезя сюда, по-видимому, не один "КамАЗ" щебня. Особенно внимательным зрителем был все тот же глава минэкономразвития. Он пристально следил за каждым движением валочной машины, едва ли не вставая на цыпочки, чтобы из-за спин увидеть, как ствол ели в мгновение лишается зеленых ветвей.
Дальнейшие стадии превращения грубой древесины в конечный продукт Владимир Путин посмотрел на Сыктывкарском лесопромышленном комплексе - одном из передовых предприятий республики, к чьей модернизации приложили руку австрийцы, владеющие здесь 87,9 процента акций.