Совет Федерации одобрил поправки в Земельный кодекс РФ и в Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними". Данный закон направлен на упрощение действующей в настоящее время процедуры разграничения государственной собственности на землю и сокращения сроков ее реализации от стадии формирования сведений о земельном участке до стадии государственной регистрации права собственности на земельный участок. Вступление поправок в силу планируется с 1 июля 2006 года.
С даты вступления в силу нового закона все земли в Российской Федерации будут отнесены к той или иной форме собственности. В результате отпадет необходимость в регулировании отношений в сфере определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю.
Новым законом определены земельные участки, которые являются собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Итак, к федеральной собственности будут отнесены участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации. А к собственности субъектов РФ и муниципальных образований будут относиться собственно земли, на которых расположены здания и сооружения, находящиеся в собственности субъекта и муниципалитета. Другими словами, все участки, которые не являются собственностью РФ или субъекта Федерации, будут переданы муниципальным образованиям. Причем к собственности Москвы и Санкт-Петербурга будут относиться земельные участки не просто под зданиями, находящимися в их собственности, но и расположенные в границах этих субъектов РФ.
Надо отметить, что закон предусматривает, что государственная собственность на землю не подлежит разграничению в отношении земельных участков, занятых зданиями и строениями, находящимися в частной собственности, а также в отношении участков, подлежащих предоставлению гражданам или юрлицам бесплатно. Решения относительно таких земельных участков будут принимать органы местного самоуправления, на территориях которых находятся указанные земельные участки.
Для разрешения споров по разграничению госсобственности на землю, возникающих между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, используются согласительные процедуры. Порядок проведения таких процедур устанавливается правительством. Срок проведения согласительных процедур не может превышать два месяца.
Распоряжение земельными участками осуществляется после госрегистрации права собственности на них. А распоряжаться ими смогут уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. В столицах российских регионов распорядителями будут органы исполнительной власти субъектов. А в Москве и Санкт-Петербурге такие полномочия могут осуществлять органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, если это предусмотрено законом. Здесь надо отметить, что новый законопроект позволяет каждому уровню власти самостоятельно определять земельные участки, право собственности на которые необходимо зарегистрировать в первую очередь в целях управления и распоряжения ими.
Что же касается самой процедуры государственной регистрации, то она достаточно проста. Госрегистрация права собственности на земельный участок осуществляется на основании заявления исполнительного органа власти или органа местного самоуправления. Перечень документов, необходимых для регистрации, будет утвержден правительством РФ.
Как считают разработчики данного закона, внесение предлагаемых законопроектом изменений обусловлено неэффективностью действующей в настоящее время процедуры разграничения государственной собственности на землю, предусмотренной Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности". Предусмотренные указанными нормативными правовыми актами правила сложны и определяют объективно длительные сроки завершения процесса. Так, подготовка одного перечня земельных участков в случае отсутствия спора по земельному участку и при наличии всех необходимых документов в среднем занимает 7-9 месяцев. Перечни земельных участков пересылаются в различные инстанции шесть раз, причем делаются три копии всех документов, что влечет за собой высокие материально-технические затраты.
Неэффективность процедуры разграничения государственной собственности на землю подтверждается существующим в настоящее время разрывом между количеством сформированных сведений о земельных участках и количеством зарегистрированных земельных участков. Поэтому введение в действие нового закона существенно упростит процедуру регистрации, что позволит зарегистрировать новые земельные участки.