Нужна ли России милиция на дороге и какими полномочиями она должна обладать? Как лучше организовать работу инспекторов дорожного движения? Нужно ли создать новую структуру или лучше реформировать нынешнюю? Пишите нам! "Российская газета" и МВД России ждут ваших откликов и конструктивных советов! |
В МВД серьезно прорабатывают проект создания дорожной милиции, которая бы занялась порядком на магистралях. Не проверками, а именно порядком, особенно на федеральных трассах. У вас украли барсетку из машины? Вас преследует подозрительный автомобиль? Вам устроили "подставу" - спровоцировали ложную аварию? Подобные опасности подстерегают в пути и дачника, и профессионала-дальнобойщика, и случайного пассажира, проголосовавшего на дороге. В случае любого такого ЧП вам будет прямая дорога в ДОМ (Дорожное отделение милиции).
Российская газета | Александр Алексеевич, чем будет заниматься новое подразделение?
Александр Чекалин | На федеральных трассах совершается до 17 тысяч преступлений. Это грабежи, разбои, похищения барсеток, нападения на фуры. Мы знаем ряд фактов, когда преступники надевают форму сотрудников милиции, делают специальную наклейку на автомашину. Имитируют дорожно-патрульную службу, и отличить их практически невозможно.
Поэтому человек нередко чувствует сябя неуютно на трассе. Если в городе ему окажут помощь те, кто рядом: и граждане, и милиция, и какие-то должностные лица, то на дороге человек один. В этом смысле что в лесу, что на трассе ощущение одинаковое.
Нам точно известно, что есть организованные группы, которые специализируются на преступлениях на трассах. От примитивных подстав до грабежей и разбоя. Вот с ними и будет бороться новая служба.
РГ | Дорожная милиция - это дальний или ближний проект?
Чекалин | Министр внутренних дел дал поручение изучить вопрос, создана рабочая группа, возглавлять которую поручено мне. О результатах мы должны доложить уже в мае.
РГ | Кто же будет хозяином на дороге - ГИБДД, дорожная милиция или патрульно-постовая?
Чекалин | Речь идет о переоценке всей заградительной системы на дорогах. Насколько удачно поставлены стационарные посты, насколько в состоянии они пресечь любые преступные замыслы, преградить путь преступникам и террористам.
Мы провели проверку и пришли к выводу, что некоторые контрольные пункты милиции на трассах либо дублируют друг друга, либо имеют нулевую эффективность. И не имеют никакого значения для правопорядка, для борьбы с преступностью и для безопасности дорожного движения. На базе 17 таких пунктов можно было бы в порядке эксперимента создать первые пункты дорожной милиции.
В этих пунктах будут размещены отделения дорожной милиции. Сейчас гражданину на дороге некуда обратиться. Допустим, украли у него барсетку на Минском шоссе. Где-нибудь на 25 - 30-м километре. Это же надо ехать в Одинцовское УВД. Долго искать в городе где-то отделение милиции. А если человек сроду не был в Одинцове? Пока он найдет, к кому обратиться, пока дежурная группа прибудет на место, следы остыли уже. А теперь представьте: человек будет знать, что рядом на дороге есть отделение милиции. Мы еще не остановились на названии. Дорожная ли это милиция...
РГ | Или внедорожная...
Чекалин | Или дорожное отделение милиции. Назвать можно как угодно, пока есть рабочее название. Главное - принцип работы. Не будет дублирования работы Госавтоинспекции, это основное. Численность таких отделений милиции может быть 5 - 6 человек, не больше.
Естественно, будет оперуполномоченный уголовного розыска. Обязательно нужен дознаватель. Это процессуальное лицо, которое примет грамотное решение о возбуждении уголовного дела или об административном преследовании. Он правильно юридически квалифицирует событие, возникшую ситуацию и найдет правильное решение. Нужен еще эксперт-криминалист. Допустим, по горячим следам задержали криминальную группу. Естественно, эксперт-криминалист должен сделать первые свои исследования.
Потребуется и силовое сопровождение. Я думаю, 2-3 бойца ОМОНа, которые могли бы вмешаться в особых случаях.
РГ | А какой участок дороги нарежут этой шестерке смелых? И можно ли водителю будет позвонить по телефону в дорожную милицию и вызвать, скажем, опергруппу на сотый километр шоссе?
Чекалин | Дистанция обслуживания может быть 60 - 70 или 100 километров. Милиции важно постоянно контролировать и анализировать, что же происходит на этой дороге, какой криминал на ней промышляет. Дорожная милиция, естественно, будет включена в систему единой дислокации постов и маршрутов.
Работы будет много. Оперуполномоченный, который работает в дорожном отделении, дознаватель, другие сотрудники должны знать, что на их участке происходит, что может угрожать водителю. Например, знать, что вот на этой бензоколонке нет барсеточников, что они не свили гнездо в сообществе с владельцем здешнего кемпинга или сауны.
РГ | Чем оснастят подобные КП на дорогах?
Чекалин | Предполагается оснастить каждое подразделение компьютерами со всеми милицейскими базами данных. С их помощью можно будет на месте вести в нашей сети 25 - 30 видов розыска. Лица, транспорт, оружие, брачные документы, любые номерные вещи.
РГ | Как люди узнают, где находится такой пункт милиции?
Чекалин | Планируется установить на дороге указатели с его адресом и телефонами.
Здесь, в дорожном отделении, будут принимать заявления, регистрировать их, проводить первичные оперативно-разыскные и следственные действия.
У нас практика такая, что если в течение дежурных суток - 24 часа после совершения преступления, оно не раскрыто, то дальнейшие временные периоды усложняют раскрытие преступления в геометрической прогрессии. Но после создания дорожных отделений милиции время теряться не будет. Мы упрощаем жизнь человеку и осложняем - преступнику.
РГ | А что, если читатели "Российской газеты" поделятся своими соображениями, как могла бы работать дорожная милиция?
Чекалин | Что ж, мы будем рады рассмотреть все предложения.
Предложения от читателей редакция "Российской газеты" ждет по электронному адресу falaleev@rg.ru