13.04.2006 03:00
Власть

Дымарский - о декларации прав человека, Гоголе и Белинском

Текст:  Виталий Дымарский (журналист)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4042)
Читать на сайте RG.RU

На Соборе, по докладу митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, как в старые добрые времена, был принят важный документ - Декларация о правах человека, которая, по мнению собравшихся, должна стать российской альтернативой международной концепции прав человека, исходящей из слишком радикальных либеральных ценностей. Противопоставляет же ему Собор свой подход, основанный, по мысли иерархов, на старой как мир идее русской самобытности.

ПОГОВОРИМ тогда об "истории вопроса". Перечисление всех аргументов, прозвучавших в вечном для России между приверженцами европейской и азиатской "прописки" России, - не для газетных масштабов. В качестве иллюстрации к этому спору, вспыхивающему время от времени с остротой, сообразующейся текущим обстоятельствам, мне показалось уместным привести только один - полемику, возникшую полтора столетия назад между Белинским и Гоголем, двумя столпами отечественной литературы, которая в России, где, как известно, "поэт больше, чем поэт", приобрела в XIX веке - и на века - статус философии. Диалог этот сконструирован из разных отрывков их переписки. И, на мой взгляд, во многом если не исчерпывает обсуждаемую тему, то подробно ее разъясняет, хотя и относится всего лишь к появлению книги Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями". Ну а свои слова оставляю на другой раз.

Белинский - Гоголю: "...Нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель... Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение.

Гоголь - Белинскому: "Вы говорите, что спасенье России в европейской цивилизации. Но какое это беспредельное и безграничное слово. Хоть бы вы определили, что такое нужно разуметь под именем европейской цивилизации, которое бессмысленно повторяют все. Тут и фаланстерьен, и красный, и всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что уже даже трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает невольно, где наша цивилизация? И стала европейская цивилизация призрак, который точно никто покуда не видел, и ежели пытались ее хватать руками, она рассыпается.

Белинский - Гоголю: "Что Вы подобное учение опираете на православную церковь - это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа то зачем Вы примешали тут?.. Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми...

Гоголь - Белинскому: "Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я дивился, и видел, что они - созданье нашей Восточной Церкви, а не Западной... Вы отделяете Церковь и Ее пастырей от Христианства, ту самую Церковь, тех самых пастырей, которые мученическою своею смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал Христа... Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели нынешние коммунисты и социалисты, (объясняющие, что Христос по)велел отнимать имущества и грабить тех, (которые нажили себе состояние?). Опомнитесь! Волтера называете оказавшим услугу Христианству...

Белинский - Гоголю: "Не буду распространяться о Вашем дифирамбе любовной связи русского народа с его владыками... Что касается до меня лично, предоставляю Вашей совести упиваться созерцанием божественной красоты самодержавия (оно покойно, да, говорят, и выгодно для Вас); только продолжайте благоразумно созерцать ее из Вашего прекрасного далека: вблизи-то она не так красива и не так безопасна... Постигнет человека (даже порядочного) болезнь, известная у врачей-психиатров под именем religiosa mania, он тотчас же земному богу подкурит больше, чем небесному, да еще так хватит через край, что тот и хотел бы наградить его за рабское усердие, да видит, что этим скомпрометировал бы себя в глазах общества...".

Гоголь - Белинскому: "Вам показались ложью слова мои Государю, напоминающие ему о святости его званья и его высоких обязанностей. Вы называете их лестью. Нет, каждому из нас следует напоминать, что званье его свято, и тем более Государю. Пусть вспомнит, какой строгий ответ потребуется от него. Но если каждого из нас званье свято, то тем более званье того, кому достался трудный и страшный удел заботиться о миллионах... Вы говорите кстати, будто я спел похвальную песнь нашему правительству. Я нигде не пел. Я сказал только, что правительство состоит из нас же. Мы выслуживаемся и составляем правительство. Если же правительство огромная шайка воров, или, вы думаете, этого не знает никто из русских? Рассмотрим пристально, отчего это?.. Не оттого ли, что мы все кто в лес, кто по дрова. Один смотрит в Англию, другой в Пруссию, третий во Францию. Тот выезжает на одних началах, другой на других.

Будем отправлять по совести свое ремесло. Тогда всё будет хорошо, и состоянье общества поправится само собою. В этом много значит Государь. Ему дана должность, которая важна и превыше всех. С Государя у нас все берут пример. Стоит только ему, не коверкая ничего, править хорошо, так и всё пойдет само собою. Почему знать, может быть, придет ему мысль жить в остальное время от дел скромно, в уединении вдали от развращающего двора, от всего этого накопленья".

Ради исторической справедливости стоит только напомнить, что Гоголь так и не отправил Белинскому свое письмо, а написал другое, менее резкое, где возникает такое признание: "Бог весть, может быть, и в ваших словах есть часть правды. Скажу вам только, что я получил около пятидесяти разных писем по поводу моей книги: ни одно из них не похоже на другое, нет двух человек, согласных во мненьях об одном и том же предмете, что опровергает один, то утверждает другой. И между тем на всякой стороне есть равно благородные и умные люди".

Позиция Права человека