Об этом заявил вчера начальник отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики минфина Василий Олимпиев. После его принятия пассажирам поездов дальнего следования перестанут гарантировать компенсации за несчастные случаи - если эту ответственность не успеют переложить на перевозчиков.
Как известно, Указ президента "Об обязательном личном страховании пассажиров" вступил в силу в 1992 году. В этом документе прописано, что вместе с билетом пассажир получает страховку. Максимальная сумма выплат составляет 120 минимальных размеров оплаты труда (12 тысяч рублей).
"Разве такие деньги можно считать нормальной выплатой? - резонно отметил Олимпиев. - Их же хватит только, чтобы попавшего в беду пассажира проводить в последний путь". Поэтому, по его словам, на воздушном, водном, автомобильном транспорте уже давно введены собственные отраслевые выплаты, в десятки раз большие, чем прописано в действующем сейчас указе. И это одна из причин, по которой минфин этот документ намерен отменить.
Но есть и другая причина. Как рассказал Олимпиев, за обязательное страхование с пассажиров в 2005 году страховщики получили более 500 миллионов рублей. А компенсаций за несчастные случаи выплатили всего 2,7 миллиона. А куда же уходят пассажирские денежки? Их путь, конечно, можно проследить, но это показывает неэффективность самой системы такого вида страхования.
Третья причина - юридическая. В соответствии с Гражданским кодексом никто не имеет права насильно заставлять гражданина страховать жизнь и здоровье. А с человека, покупающего проездной билет, в кассе берут деньги за страховку, не спрашивая его согласия.
И, наконец, четвертая причина заключается в том, что отношения в сфере страхования указом президента вообще не могут регулироваться. На это может иметь право только закон.
Казалось бы, все логично. Однако закона пока не подготовили. По словам Олимпиева, над ним минфин и антимонопольные структуры бьются уже пять лет, а дело тормозят транспортники, которые не хотят отдавать эту часть страхового рынка. И если закон еще не примут, а указ уже отменят, то пассажиры вообще выпадут из страхового поля. На это корреспонденту "РГ" Олимпиев ответил так: "Они могут купить страховой полис у любой страховой компании и с ним спокойно ехать". И его полностью поддержал глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
А вот что по этому поводу "РГ" ответили в минтрансе: "Минтранс не считает возможным поддержать предложение минфина признать утратившим силу Указ президента "Об обязательном личном страховании пассажиров". Оно является необходимой мерой, позволяющей обеспечить достаточную защиту прав и законных интересов граждан при оказании услуг по их перевозке транспортом. Страхование представляет собой действенный механизм предоставления финансовых гарантий компенсации нарушенных причинением вреда жизни и здоровью прав пассажиров, включая оплату лечения, расходов по погребению в случае смерти пассажира в результате несчастного случая".
Принимая во внимание необходимость страховой защиты пассажиров, минтранс считает целесообразным внести в план законотворческой деятельности минфина и минтранса проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров".