15.04.2006 02:30
Экономика

Ведомства спорят, кому отвечать за пассажиров

Минтранс с минфином не могут договориться, кто ответит за пассажира
Текст:  Ирина Кобылкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4045)
Читать на сайте RG.RU

Об этом заявил вчера начальник отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики минфина Василий Олимпиев. После его принятия пассажирам поездов дальнего следования перестанут гарантировать компенсации за несчастные случаи - если эту ответственность не успеют переложить на перевозчиков.

Как известно, Указ президента "Об обязательном личном страховании пассажиров" вступил в силу в 1992 году. В этом документе прописано, что вместе с билетом пассажир получает страховку. Максимальная сумма выплат составляет 120 минимальных размеров оплаты труда (12 тысяч рублей).

"Разве такие деньги можно считать нормальной выплатой? - резонно отметил Олимпиев. - Их же хватит только, чтобы попавшего в беду пассажира проводить в последний путь". Поэтому, по его словам, на воздушном, водном, автомобильном транспорте уже давно введены собственные отраслевые выплаты, в десятки раз большие, чем прописано в действующем сейчас указе. И это одна из причин, по которой минфин этот документ намерен отменить.

Но есть и другая причина. Как рассказал Олимпиев, за обязательное страхование с пассажиров в 2005 году страховщики получили более 500 миллионов рублей. А компенсаций за несчастные случаи выплатили всего 2,7 миллиона. А куда же уходят пассажирские денежки? Их путь, конечно, можно проследить, но это показывает неэффективность самой системы такого вида страхования.

Третья причина - юридическая. В соответствии с Гражданским кодексом никто не имеет права насильно заставлять гражданина страховать жизнь и здоровье. А с человека, покупающего проездной билет, в кассе берут деньги за страховку, не спрашивая его согласия.

И, наконец, четвертая причина заключается в том, что отношения в сфере страхования указом президента вообще не могут регулироваться. На это может иметь право только закон.

Казалось бы, все логично. Однако закона пока не подготовили. По словам Олимпиева, над ним минфин и антимонопольные структуры бьются уже пять лет, а дело тормозят транспортники, которые не хотят отдавать эту часть страхового рынка. И если закон еще не примут, а указ уже отменят, то пассажиры вообще выпадут из страхового поля. На это корреспонденту "РГ" Олимпиев ответил так: "Они могут купить страховой полис у любой страховой компании и с ним спокойно ехать". И его полностью поддержал глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

А вот что по этому поводу "РГ" ответили в минтрансе: "Минтранс не считает возможным поддержать предложение минфина признать утратившим силу Указ президента "Об обязательном личном страховании пассажиров". Оно является необходимой мерой, позволяющей обеспечить достаточную защиту прав и законных интересов граждан при оказании услуг по их перевозке транспортом. Страхование представляет собой действенный механизм предоставления финансовых гарантий компенсации нарушенных причинением вреда жизни и здоровью прав пассажиров, включая оплату лечения, расходов по погребению в случае смерти пассажира в результате несчастного случая".

Принимая во внимание необходимость страховой защиты пассажиров, минтранс считает целесообразным внести в план законотворческой деятельности минфина и минтранса проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров".

Страхование