15.04.2006 04:00
Власть

Михаилу Фрадкову не понравились неосвещенные улицы на Алтае

Фрадков нашел на Алтае то, что искал
Текст:  Елена Лашкина (Барнаул)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4045)
Читать на сайте RG.RU

Как бы то ни было, но в промежутках между зарубежными вояжами, в которых глава кабмина пытается восстановить внешнеэкономические связи, Фрадков совершает "набеги" и в регионы.

Буквально накануне поездки в Алтайский край премьер-министр Михаил Фрадков, слушая доклад министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, в сердцах заметил, что "скоро в стране человек, который знает слово "джоуль" и "штангенциркуль", будет стоить миллион долларов". Но оказалось, что не все так плохо, хотя те, кто знает эти слова, живут и работают далеко от Москвы - в Алтайском крае. Уж здесь-то кулибиных немало, но и миллионов они не стоят.

Проходя по одному из барнаульских заводов, Фрадков вдруг остановился и зашел в лабораторию, где были разложены инструменты.

- Что это? - словно проверяя знания работников на экзамене, спросил премьер.

- Штангенрейсмас, - без запинки ответил лаборант.

Фрадков удовлетворенно улыбнулся: нашел. Нашел того, кто знает не только свою зарплату, но и те слова, которые во многих местах стали подзабывать. Кстати, средняя зарплата в регионе едва переваливает за 5 тысяч рублей. Да и сам регион дотационный. Но здесь премьер нашел и то, что минфин только предлагает ему сделать - бюджет без нефтяных доходов. А алтайская модель и есть экономика без сырьевой зависимости.

Собственно, чтобы своими глазами увидеть не только станки и так называемые кластеры, которые еще совсем недавно называли по-простому - промышленная зона, но и точки роста региона, Фрадков и приехал на Алтай. Положение, в котором находится край, по словам премьера, "ниже среднего", поэтому и необходимо переломить негативные тенденции, которые преобладают в экономике Алтайского края в последнее время.

Сразу же после прилета в Барнаул Фрадков провел совещание с руководством Алтайского края губернатором Александром Карлиным и полномочным представителем президента в Сибирском регионе Анатолием Квашниным, на котором до полуночи обсуждали, за счет чего Алтаю улучшить свои экономические показатели. В итоге пришли к выводу, что для этого надо развивать машиностроение, сельское хозяйство и готовить кадры. Не забыл премьер и о том, как ехал его кортеж по практически неосвещенным трассам, к чему местные жители уже привыкли. После сверкающей огнями Москвы Фрадкову езда в потемках по городским трассам явно не понравилась, и уже не вспоминая Чубайса, он заметил, что увеличивать энергообеспеченность потребителей региона необходимо в первую очередь за счет альтернативных источников энергии, к примеру газа.

На одном из таких объектов альтернативной энергетики - строящемся энергоблоке газотурбинной электростанции глава кабинета министров и побывал. Практически везде Фрадков с интересом рассматривал продукцию предприятий и слушал презентационные речи. На алтайском приборостроительном заводе "Ротор", который выпускает продукцию для министерства обороны, авиационной и судостроительной промышленности, в том числе с системами наведения и поиска цели, гендиректор, презентуя новую конверсионную продукцию, показывая Фрадкову мясорубку, заметил, "это наша последняя разработка" и, нисколько не смущаясь, добавил: "Немного содрали у китайцев, немного у "Мулинекс". Премьер улыбнулся и продолжал слушать про секреты производства. Демонстрируя инкубатор, гендиректор пошутил: "Загрузка 60 яиц и полный комплекс - и яйца, и куры есть, и что в мясорубку положить тоже".

Однако, как признался руководитель "Ротора", никаких результатов от посещения премьера он не ожидает: "Дело главы кабинета министров заниматься глобальными вопросами, а проблемы завода я решу сам".

Алтайский тракторный завод, находящийся в тяжелом состоянии, премьеру показывать не стали и продемонстрировали лишь выпускаемую им технику.

Но правительство и без того, судя по словам главы кабинета министров, готово обсудить вопрос поддержки алтайского машиностроения и выделить дополнительные средства на инвестирование промышленных предприятий Алтайского края. По словам Фрадкова, одним из таких инвестиционных проектов может стать серийное производство трактора Т-250. Эта модель в 1994 году прошла госприемку, но до сих пор не внедрена в серийное производство. Впрочем, как это ни печально, технические характеристики этого трактора далеки от импортных аналогов, но в условиях Сибири эта модель гусеничного трактора может быть востребована рынком, к тому же это позволит загрузить мощности завода "Алттрак". На внедрение в серийное производство Т-250 потребуется 350 млн. рублей, а каждый трактор будет стоить 2,8 млн. рублей, что в три раза меньше, чем импортные аналоги. Впрочем, инвестировать в крупнейшие алтайские предприятия помимо государства готовы и иностранцы, но практически все заводы входят в список стратегических, куда доступ иностранцам запрещен. Хотя министерство промышленности и энергетики уже закончило разработку законопроекта о доступе иностранцев в стратегические отрасли экономики и в ближайшее время обещает представить его в правительство. Несмотря на то что министерство экономического развития и торговли предлагало прописать в документе всю процедуру доступа иностранцев, а против этого выступало минпромэнерго, мотивируя это тем, что все предусмотреть просто невозможно, разногласия удалось снять. Как заметил заместитель министра промышленности и энергетики Иван Матеров, в качестве примера приводился опыт США, где инвестору могут отказать без указания причин. Окончательное решение о доступе скорее всего будет принимать правительство, и пока речь о создании специальной комиссии не идет. В Алтае, где сельское хозяйство занимает одно из главных мест в экономике, интересовались и тем, что предпринимает правительство для сдерживания цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Но Фрадков попытался успокоить алтайцев, заметив, что рост цен на бензин в этом году будет незначительным.

Госуправление Алтайский край Сибирь Председатель Правительства