17.04.2006 01:00
Культура

Секрет успеха Анастасии Заворотнюк

Анастасия Заворотнюк на вершине успеха
Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4045)
Читать на сайте RG.RU

По многочисленным опросам она признана и самой популярной, и самой сексуальной актрисой минувшего года. Удостоена статуэтки "ТЭФИ", обойдя в этой номинации великую Инну Чурикову и несравненную Алису Фрейндлих. Желанная гостья всех ток-шоу. Ее зовут в качестве шоувумен на все сколько-нибудь престижные церемонии по раздаче национальных пряников. Есть на нее спрос и на корпоративных вечеринках. Она уже стала рекламным лицом какого-то живительного напитка. Она, можно считать, один из самых раскрученных и дорогостоящих российских брэндов.

Но верхом ее общественного признания было бы появление в программе Владимира Познера "Времена" в качестве "свежей головы". Настя (как бы Вика, мачеха для троих детей Шаталина и мать двух своих собственных) могла бы в компании с серьезными политологами, министрами, парламентариями и писателем Прохановым высказать свою точку зрения на газовый конфликт между Ханты-Мансийском и Мариуполем.

О чем еще в нашей стране может мечтать способная актриса и молодая женщина?

О личном счастье? Оно у нее есть.

О новых ролях? С этим, подозреваю, у нее будут проблемы.

Нет, не с предложениями. Этого добра станет сколько угодно. Особенно много явится (наверняка, уже явилось) предложений от театральных антреприз и сериальных продюсеров. Им-то другой блесны для своего зрителя и не надо - лишь бы мелькнула, сверкнула и чего-нибудь отмочила на своем милом "суржике".

Главная проблема будет в другом: как Анастасии Заворотнюк сыграть на сцене и на экране кого-то еще, кроме Вики Прутковской. Вот мы ее недавно повидали на шоу "Танцы со звездами" в роли ведущей - все та же восторженно-насмешливая Вика, только без украинизмов, без комичного хохляцкого говора. Иными словами: как ей отодрать от своего лица маску, которой и стала для нее роль "прекрасной няни"? Некоторые помнят, с какими сложностями сталкивались всесоюзно обожаемые завсегдатаи "Кабачка 13 стульев". В какой бы роли ни выходила Ольга Аросева на сцену Театра сатиры, зрители видели в ней только пани Монику. А в артисте Спартаке Мишулине - пана Директора.

Трудность не в том, что актриса Анастасия Заворотнюк не способна сыграть что-либо еще. (У нее есть не очень распространенный среди молодых исполнителей дар характерной актрисы). И не в том, что зритель-потребитель не желает ничего другого. А в том, что команда А-Медиа сотворила из "Моей прекрасной няни" социокультурный миф о витальной провинциалке, одновременно практичной и романтичной, простодушной и лукавой.

Сделано ли это сознательно или само собой получилось, уже неважно. Как не имеет значения, что в основе нашей "Няни" лежит ихняя, американская лицензионная "Nani".

У них просто "Няня", а у нас "My fair Няня".

Ошибка Хиггинса состояла в том, что он преобразил уличную девчонку в леди, исправил ей простонародное произношение, избавил ее от уличного сленга. Не надо ему было этого делать. Став леди, Элиза потеряла значительную часть обаяния и естественной живости. И финита ля комедия!

Нянька Вика не стала леди, и в этом ее преимущество перед цветочницей Галатеей. И потому создатели русской версии американского сериала так долго тянули со свадьбой своих персонажей. Действие сериала топталось, буксовало. То был такой своеобразный сюжетный сюрпляс; это авторы выжимали все возможные комические соки из мифа, заложницей которого в конце концов и стала артистка.

Что касается самого мифа, то он проще пареной репы и чуть сложнее тушеной капусты. Идет процесс обуржуазивания постсоветской ментальности и постсоветского коллективиста.

Давно ли этот "коллективист" утешался вниманием другой общенациональной "няньки" - телеведущей Светланы Сорокиной. Она была лирической душой перестроечного поколения, отряхивавшего прах советских рефлексов и склонностей. Да так и не отряхнувшего. Оно плакалось в ее передник. Она - в его жилетку.

Теперь уже всем понятно, что человек человеку и не брат, и не сват, и тем более не друг, а либо партнер, либо того хуже - конкурент. В этой ситуации и не может быть Арины Родионовны более универсальной, утешительной и спасительной для граждан, населяющих широкие просторы бывшего СССР, чем не знающая уныния Виктория Владимировна - продавщица из бирюлевского бутика, устроившаяся прислугой в дом вдовца и преуспевающего музыкального продюсера.

Нянька Вика - сказка для оперяющегося среднего класса, для которого она и домработница, и любовница, и жена, и мать, и подруга его детям. И еще двадцать пять благоприобретенных ипостасей в одном флаконе.

Субкультура этого "класса" до поры до времени теснилась на дециметровом канале СТС, если, разумеется, не считать Интернет, глянец, ночные клубы и бары. С некоторых пор она ширится и завоевывает новые пространства в общенациональной культуре, знаком чего, собственно, и стал взрыв популярности скромной артистки Театра "Современник" Анастасии Заворотнюк.

...После того как ситком "Моя прекрасная няня" оказался заезженным до оскомины на молодежно-буржуазном канале, ему теперь прямая дорога на какой-нибудь из федеральных каналов. СТС, выжав из сериала все что можно, вероятнее всего, продаст его на Первый, якобы неразвлекательный телеканал. И тогда исполнительницу главной роли Анастасию Заворотнюк вознесет до небес еще одна волна популярности. Ей, судя по всему, на обозримое будущее уготована роль Вергилия в мире Гламура.

Кстати, неплохая роль. Как, впрочем, и ее исполнительница.

По ней плачет роль телеведущей в каком-нибудь шикарном гламурном шоу.

ТВ и сериалы