18.04.2006 03:15
Власть

Муху Алиев рассказал о первых успехах на посту президента Дагестана

Президент Дагестана не против конструктивной критики
Текст:  Светлана Емельянова (Махачкала)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4046)
Читать на сайте RG.RU

Об этом и шел разговор у корреспондентов Южного представительства "Российской газеты" с главой республики на "деловом завтраке" в Махачкале.

Российская газета: Муху Гимбатович, оппозиция считает вас ставленником ушедшего председателя Госсовета Магомедали Магомедова и заявляет, что с вашим приходом кардинальных изменений не произойдет. Вы иного мнения?

Муху Алиев: Никогда не был ничьим ставленником. Опыт жизни, многие годы работы в государственной власти, устоявшиеся принципы позволяют мне самостоятельно принимать решения. Я уже в таком возрасте, когда в политику не играют.

Что касается оппозиции, на мой взгляд, ее не было и нет. И это не очень хорошо. В нормальном обществе, государстве должна быть конструктивная оппозиция. Надеюсь, будет и у нас.

РГ: Какой она должна быть в вашем понимании?

Алиев: Я за то, чтобы в слове "оппозиция" акцент сделать на "позицию". Оппозиционеры должны уметь высказать свою точку зрения, предложить другую программу, чтобы народ имел возможность выбрать лидера или партию, которые больше всего отвечают его чаяниям. У нас оппозицией нередко называют людей, которые, поднакопив средства, рвутся во власть, критикуя нынешнюю. Никаких конструктивных решений не предлагают. Но критика, если даже она звучит с утра до вечера и не предлагает альтернативных программ, то это элементарное критиканство, не более того.

Повторюсь, оппозиция должна быть, ее отсутствие чревато авторитаризмом. На первых порах власть должна ей помогать, а окрепнув, она сможет контролировать эту власть.

РГ: Прежде в Дагестане ответственность за все происходящее нес Госсовет. Теперь груз проблем лег на плечи президента. Что из задуманного уже осуществляется?

Алиев: Первые шаги связаны с административной реформой. Сформировано правительство республики, его состав обновлен наполовину. Утверждена новая структура исполнительной власти, упразднены три министерства, вдвое сокращено количество комитетов, завершается процесс формирования министерств и ведомств. Правительство сформировано по профессиональному, а не кланово-этническому признаку.

Три года подряд Дагестан не выполнял плановых заданий по сбору налогов. А ныне квартальный план выполнен на 93 процента. За счет чего? Просто люди, работающие в наших налоговых органах, поняли, что с них будет спрос.

РГ: Не секрет, что в Дагестане расцвела продажа должностей и портфелей. Устоявшиеся годами традиции ломать нелегко. Собираетесь ли идти против течения?

Алиев: Это позорное явление наносит колоссальный ущерб, подтачивает основы государственности. За последние 15 лет сформировалось поколение работников, для многих из которых власть - добыча. Переломить эти устои за короткий период невозможно. Но начинать необходимо. На одного из глав районной администрации возбуждено уголовное дело по статье "взяточничество", на другого - за превышение должностных полномочий. Административно наказаны десятки людей - за несвоевременную выплату зарплаты, неуплату налогов. Некоторым это не по душе, но в своем большинстве народ это одобряет. Получаю сотни писем, телефонных звонков - люди готовы меня поддержать, и, как бы сложно не было, перелома добьемся.

РГ: Сегодня 30 процентов работающего населения Дагестана проживает за чертой бедности, многие не имеют постоянной работы. Как намерены бороться с нищетой, безработицей, теневыми доходами?

Алиев: Основной акцент будем делать на создании благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса.

РГ: В Дагестане и в советские времена была безработица.

Алиев: Тогда наши люди свободно выезжали на заработки в Среднюю Азию, но сегодня туда путь закрыт. Зато российской глубинке требуются рабочие руки. Ведутся разговоры, чтобы приглашать на работу китайцев, таджиков, других иностранцев. Но ведь можно организованно обеспечить набор кавказцев. Наша молодежь активная, предприимчивая, не будет сидеть без дела. Теперь каждый глава поселения будет отчитываться и за состояние малого бизнеса, и за каждого безработного. В республике 700 муниципальных образований. Если даже по одному рабочему месту в месяц создавать в каждом из них, это уже будут первые шаги на пути борьбы с теневым оборотом.

РГ: Планируете ли привлекать дагестанские диаспоры, живущие за пределами республики?

Алиев: Планируем. Нужно использовать резервы наших земляков. Желающие помогать, вкладывать средства в республику есть. Эти люди очень успешно работают в других регионах, почему бы им не перенести свой бизнес на родину?

РГ: Как противостоять терроризму, бороться с преступностью?

Алиев: Нужно осуществить комплекс мер, связанных с решением острых социально-экономических проблем. Одна из причин терроризма - безработица. Акценты будем переносить с силовых методов на профилактические. В борьбе с экстремизмом, коррупцией и взяточничеством необходимо повышать роль общественного мнения - коллективов, муниципальных органов власти, институтов гражданского общества.

Регионы Дагестан Юг России