Надо отметить, что большая часть историй приходится на информацию от Национального бюро кредитных историй (НБКИ), которое создано при участии нескольких крупных банков. На долю НБКИ приходится более 900 тысяч историй - остальные присланы более мелкими организациями. Эта цифра могла быть и больше - на сегодняшний день еще не все из зарегистрированных бюро кредитных историй (БКИ), а таких на сегодня 14, обеспечены системами передачи данных в Центральный каталог при Центробанке.
На данный момент банки не отказывают потенциальному заемщику в предоставлении кредита, если он отказался сообщить о себе сведения для БКИ, но в дальнейшем, когда система будет развиваться и наладится взаимообмен данными, вполне возможна установка такого требования.
Так или иначе, система заработала. В прошлом году это не помешало почти каждому второму жителю России воспользоваться потребительским кредитом. По данным социологического опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение", за последние несколько лет потребительскими или банковскими кредитами воспользовались около 39 процентов населения страны. Большая часть кредитов бралась на покупку предметов мебели и бытовой техники. Это связано с большим количеством кредитных программ, которые в сотрудничестве с банками сегодня предлагает каждый уважающий себя продавец. А поскольку появился еще и такой вид услуг, как экспресс-кредит, когда заем на вожделенную покупку выдается в течение получаса, то понятно, что в общем количестве заемщиков "товарным" кредитом воспользовались 32 процента россиян. Дальше с большим разрывом стоят кредиты на неотложные нужды (9 процентов). Автомобильные кредиты и кредиты на покупку жилья являются наименее распространенными - 2 и 1 процент воспользовавшихся соответственно.
Тем не менее большинство довольно теми условиями, на которых был взят кредит. А среди причин, по которым кредит вызвал отрицательные эмоции, респонденты называют факты итогового удорожания товара на 20-30 процентов, а также то, что только после взятия кредита выяснялось, что оставшихся в семье денег не хватало на более насущные нужды.
Однако довольно большое количество россиян предпочитает копить деньги на покупки дома, в "стеклянном" банке. Даже несмотря на то, что деньги, которые не работают, инфляция съедает сильнее всего. Согласно социологическому исследованию ROMIR Monitoring денежные сбережения делают 57 процентов россиян. Интересно, что опрос отразил крепнущую уверенность соотечественников в будущее национальной валюты - складывать в копилку рубли предпочитает 46 процентов, в то время как приверженцев американского доллара всего 10 процентов. Рублю больше доверяют пожилые опрошенные, валюте Нового Света - молодежь.
Отраден один факт, и это стоит отметить. Год назад 54 процента россиян в социологических опросах говорили о том, что не имеют возможности делать накопления. Сегодня таких - 41 процент, и это значит, что уровень жизни постепенно растет.