18.04.2006 02:00
Культура

Пермский театр оперы и балета стал лидером и аутсайдером "Золотой маски"

"Соловей" и "Кармен" завершили программу "Золотой маски"
Текст:  Дмитрий Абаулин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4046)
Читать на сайте RG.RU

В нынешнем году Пермская опера вновь заставляет говорить о проблемах формирования фестивальной афиши. Правда, противоречие на этот раз угнездилось в стенах самого театра. Два сыгранных пермяками на "Маске" спектакля стали двумя полюсами конкурсной программы.

Так уж складывается, что на фестивале каждый год бывает хотя бы один спектакль, вызывающий гордость за провинциальную оперную сцену. В Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Саратове или в каком-то другом городе обязательно появляется постановка, способная серьезно конкурировать со столичными грандами. И, видимо, по закону компенсации, - каждый год провинция делегирует в Москву спектакль-разочарование. Впервые оба образца приехали из одного театра.

Одним из примечательных событий "Золотой маски" стал "Соловей". Поставившая раннюю оперу Стравинского Татьяна Баганова известна как создательница одной из лучших российских танцевальных трупп - екатеринбургских "Провинциальных танцев". В оперной постановке Баганова разработала столь подробную пластическую партитуру, что впору оценивать ее работу как хореографическое произведение. Режиссер-хореограф объединяет усилия коллег, заставляет согласно резонировать их идеи: изощренный визуальный ряд, в котором лаконичная сценография Светланы Башариной удачно дополнена костюмами и видеопроекциями, продуманную музыкальную интерпретацию дирижера Валерия Платонова.

"Кармен", исполненная на следующий день после "Соловья", перевела Пермский театр оперы и балета из лидеров в аутсайдеры. Георгия Исаакяна, очень часто интересно решающего редко звучащие партитуры, в который раз подвело хрестоматийное название. Видимо, боязнь показаться неоригинальным заставила режиссера пуститься во все тяжкие. Результат лучше всего описать формулой "мудрствовать лукаво".

Сделать всех женщин шлюхами, а всех солдат по ходу дела переодеть контрабандистами и заставить пользоваться установленными на сцене писсуарами - это еще не решение спектакля. Придумав эффектную или отталкивающую упаковку, режиссеру нужно затем кропотливо заполнять ее каким-то содержимым. Выстраивать жизнь героев в предлагаемой среде, как ни банально это звучит. "Кармен" в этом смысле спектакль-пустышка, обманка.

Не на высоте оказался и дирижер Александр Шамеев. Регулярные расхождения солистов и оркестра, разлад всех до единого ансамблей, невыразительное звучание симфонических антрактов сделали и без того тоскливо шедший спектакль главным провалом оперного конкурса.

Театр