Вчера же стало известно, что минпромэнерго подготовило изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании", которые призваны упростить и ускорить процедуры принятия регламентов. Как сказано в документе, "основная цель заключается в уточнении норм технического регулирования, направленном на однозначное понимание норм закона, гармонизацию отдельных положений закона с мировой практикой технического регулирования и европейскими директивами, в устранении очевидных неточностей".
Ситуацию вокруг реформы техрегулирования для "Российской газеты" прокомментировал министр промышленности и энергетики.
Прямая речь |
Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики РФ:
О темпах
- На сегодняшний день, можно сказать, завершен очередной этап, полностью подготовлена методическая основа для работы. Более того, разработав модельные проекты отраслевых систем технического регулирования на примере электроэнергетики, мы дали образец для деятельности в других сферах. И сегодня основная работа, темпы которой надо оценивать, это разработка непосредственно технических регламентов. Мы сегодня имеем первые продукты: один техрегламент принят, один подготовлен в виде указа и три закона, готовые к принятию, направлены в правительство, и дальше темп будет, безусловно, нарастать. Сама процедура разработки технических регламентов и доведения до финальной фазы - достаточно длительная. При нарастании темпов выхода на готовые продукты (на проекты технических регламентов) мы можем столкнуться с еще не менее значимой проблемой - проблемой их принятия, поскольку на сегодняшний день основная правовая форма технического регламента, предусмотренная законодательством, - это федеральный закон.
По нашим оценкам, триста регламентов надо разработать до 2010 года - триста очень сложных федеральных законов. Могу сказать абсолютно точно: на сегодняшний день все понимают, что и как надо делать, и точно понимают, в какие сроки это предстоит сделать. Процесс подготовки технических регламентов на сегодняшний день фантастически непрост. Это долгий, сложный процесс. Всем участникам разработки технических регламентов необходимо включаться именно в процесс разработки, а не использовать "вброс" на финальном этапе.
О рисках переходного периода
Качество продукции, конкурентоспособность, барьеры в торговле в значительной степени относятся к добровольным нормам и стандартам. Сейчас разработка таких норм в большей степени является инициативой органов власти, нежели бизнеса. Бизнес медленно включается именно в эту работу. Гармонизация этих стандартов и разработка новых стандартов набирает темп, и сейчас мы рассчитываем на большую включенность именно бизнеса в этот процесс. Поскольку, еще раз подчеркну, это добровольные нормы, которые в первую очередь направлены на качество, на конкурентоспособность продукции.
Хочу отметить, что должна быть гармонизирована система сертификации и аккредитации. На сегодняшний день у нас 19 систем сертификации, при этом каждая в значительной степени исповедует собственную идеологию, что неправильно. В сентябре прошлого года мы внесли согласованный проект постановления, который предусматривает, по сути, создание национального органа по аккредитации, приведение к единому подходу всех норм с точки зрения аккредитационных, апелляционных процедур и так далее. Это постановление существенным образом на переходный период снижает риски нестыковки и сохранения барьеров в торговле с внешним миром.
Об изменении закона
Безусловно, закон "О техническом регулировании" задал очень сложную конструкцию: новые нормы принимаются, как правило, новыми законами, и прецедентов принятия таких законов пока еще не было. В закон "О техническом регулировании" закладывалась идеология, которая предполагала очень жесткий и устойчивый характер требований, и, собственно, закон, как форма для технического регламента, предполагает защиту от возможности изменения, трансформации. Но цена этому - прохождение всех процедур принятия.
Мы еще не наработали достаточного опыта, чтобы говорить, насколько хорош или плох закон "О техническом регулировании", и желание его радикально изменить в одну или другую сторону подчас продиктовано достаточно понятными корыстными интересами. Чем меньше принятых и утвержденных требований, тем легче жить. Поэтому я только за то, чтобы вступить на парламентскую стезю для принятия этих законов, хотя бы тех, которые от "а" до "я" прошли все процедуры.
О стоимости регламента
Что касается средств потраченных и тех, которые еще предполагается потратить. На старте первой Программы было принято решение, что стоимость разработки одного регламента - 2 миллиона рублей. Эта цифра не менялась, и я бы с удовольствием бы эту цифру сравнил со многими тратами, которые направляются на разработку других документов, подчас значительно менее сложных. Это, конечно, минимальная сумма для разработки документа, к которому привлекаются сотни людей. Коллеги из некоторых ведомств говорят, что надо радикально, в 7-10 раз, увеличить объем средств, направляемых на разработку каждого регламента, и что это ускорит процесс в целом. На мой взгляд, дополнительные средства не добавят скорости.
О готовых техрегламентах
80 регламентов сейчас находятся в разработке в рамках утвержденной Правительственной программы. Разработка 97 регламентов предполагается новой редакцией Программы, которая пока не утверждена. 60 регламентов подготовлено параллельно бизнес-ассоциациями, 8 из которых представлено в комиссию Госдумы. Из 80 регламентов, которые находятся на сегодняшний день в разработке, 5 в виде законов - уже в правительстве и готовы к внесению в Госдуму.
О роли бизнеса
Подчеркну, что бизнес включен в эту работу с самого начального этапа. Над техническими регламентами работали практически все крупнейшие российские производители, и вряд ли мы найдем более заинтересованных разработчиков. У бизнеса есть еще одна возможность - все конкурсы на разработку объявляются публично, по большому счету, если есть интерес и понимание, никто не мешает взяться за написание технического регламента даже за казенный счет.