Это событие неотрывно от имени Валерия Гергиева - создателя фестиваля, его автора и главного исполнителя. По традиции наша беседа в канун фестиваля идет по телефону: неутомимый маэстро только что прибыл в Вену, где репетирует с Венским филармоническим оркестром программу "Все симфонии Бетховена".
Российская газета | Почему вы выбрали для своего фестиваля это название - Пасхальный? И в какой мере оно определяет его содержание, стиль, атмосферу?
Валерий Гергиев | Пасха - светлый праздник, совершенно особое ощущение. И Московский Пасхальный фестиваль по замыслу должен быть воплощением радости. Это должны быть концерты общедоступные, благотворительные. Хотелось задумать музыкальный праздник, которого ждут.
РГ | В прошлом году фестиваль отличался довольно обширной географией: Екатеринбург, Челябинск, Ханты-Мансийск. Будет ли эта традиция продолжена?
Гергиев | В этом году побываем в Красноярске, Новосибирске, Краснодаре, Ростове-на-Дону, вернемся и в Ханты-Мансийск, уже с оперным спектаклем "Набукко".
Я в прошлом году был очень рад пообщаться в Ханты-Мансийске с детьми: мы даже провели там концерт, специально посвященный детям - шестьсот детишек, которые занимаются музыкой и, может быть, выберут ее как главное содержание своего жизненного пути. Там построен новый замечательный зал, а в Новосибирске - обновленный оперный театр.
Мы хотим развивать партнерские отношения и с Новосибирским, и с Красноярским театрами, творчески поддержать эти два замечательных коллектива. На этот раз покажем наши спектакли "Набукко" в Красноярске и "Фальстаф" в Новосибирске. Вместе с Анной Нетребко выступим в Краснодаре. Может быть, многие не знают, но она там родилась, это ее город, и событие, я думаю, будет волнующим - когда она будет петь на родине с коллективом Мариинского театра. Не раз уже принимала артистов Мариинского театра и Ростовская опера. В общем, много предстоит интересных встреч. А если вкратце подытожить наше ощущение Пасхального фестиваля: просто хотелось праздника, вот и все.
РГ | Из того, что будет показано в Москве, какие концерты и спектакли вы особенно рекомендуете нашим читателям? Какие нельзя пропустить?
Гергиев | Прежде всего - Дмитрий Шостакович, одна из главных тем фестиваля. Не только сочинения самого Шостаковича, но и его эпоха - произведения Бартока, Прокофьева, Стравинского. Я с большим интересом жду исполнения Пятого концерта Прокофьева или Второго концерта Бартока - музыкальных шедевров, которые нечасто звучат в Москве.
РГ | Вы любите и умеете делать крупные массовые музыкальные праздники, привлекающие огромные толпы любителей музыки - на площадях, в больших залах. Что-нибудь подобное ожидается на предстоящем фестивале?
Гергиев | Мы традиционно выступаем 9 мая с концертами на Поклонной горе, и они собирают совершенно невиданное количество людей - до четверти миллиона! Приходят с детьми, внуками, и мы будет стремиться к тому, чтобы каждый раз эти концерты привлекали все большее число слушателей, чтобы эта замечательная традиция развивалась.
РГ | Кого из именитых участников фестиваля нужно ждать на этот раз?
Гергиев | Обратите внимание на Брина Терфеля: совершенно выдающийся английский бас-баритон, сегодня безусловно один из лучших в мире. Москва уже достаточно избалована выступлениями многих знаменитых певцов, но беда в том, что многие из них переживали пик своей творческой формы двадцать, а то и тридцать лет назад. А в данном случае речь идет об артисте не только уникальном, но и находящемся в зените славы. Его могучий бас звучит на главных оперных сценах и концертных подмостках страны уже лет десять. Но в Москву, если я не ошибаюсь, он приедет впервые.
РГ | Он выступит с сольным концертом?
Гергиев | Нет, это будет третий акт "Валькирии", где он исполнит партию Вотана - это одна из его лучших работ. И интерес к его выступлению, как я ожидаю, должен быть большим. Американский пианист Ефим Бронфман приедет со Вторым концертом Бартока - тоже большое событие для нашей музыкальной жизни. Это пианист русской школы, постоянно выступающий на главных концертных площадках мира. Среди участников фестиваля скрипачи Николай Цнайдер из Дании и наш Вадим Репин, польский пианист Рафал Блехач, камерный хор Шведского радио и вообще множество превосходных хоровых коллективов из России и стран мира. Будет звучать много музыки Шостаковича, и я надеюсь, что в один из первых дней фестиваля внимание москвичей привлечет концертное исполнение оперы "Нос" солистами, хором и оркестром Мариинского театра.
РГ | Поздравляем вас с только что полученной Мариинским театром очередными "Золотыми масками" - за "Путешествие в Реймс" и "Тристана и Изольду". Скажите, почему вы снова решили снять свою кандидатуру с номинаций?
Гергиев | Я ведь уже не впервые это делаю. Мы всегда участвовали в фестивале "Золотая маска" - и каждый раз, вплоть до 2000 года, я постоянно получал "маски". Не раз предлагал руководству фестиваля продолжать сотрудничество с Мариинским театром, опираться на него, но не превращать это в постоянное вручение премий лично мне. Я совершенно уверен, что у нас в стране много замечательных дирижеров и надо их поддерживать. И говорил об этом очень давно. Я готов играть роль друга и помощника этого очень важного фестиваля и в этом году приехал в Москву, потому что верил, что работа Ларисы Гоголевской должна быть отмечена: это огромный самоотверженный труд - как и весь этот спектакль. И если мы показываем эти работы в Германии и Америке, то почему бы нам не показать их и в Москве? Вот главные мотивы моего участия в этом фестивале. Наша творческая деятельность, наши гастроли планируются таким образом, что за два-три года уже точно известно, где, когда, с участием каких исполнителей мы выступаем. Это естественно: весь мир так работает. Иногда бывает просто невозможно обеспечить участие всех необходимых спектаклю певцов - они заняты. А как вам понравится тот факт, что спектакль "Тристан и Изольда" в Москве шел практически без репетиции?! Потому что за несколько часов до прилета в Москву я все еще дирижировал очередным концертом из цикла "Все симфонии Дмитрия Шостаковича" в Лондоне! И поймите меня правильно: это не оттого, что я такой важный. Просто жизнь планируется по-другому. Этот цикл замышлялся еще три года назад, и вырвать дополнительно два-три дня на подготовку даже уже поставленного спектакля бывает очень трудно. Года четыре назад мы сделали все возможное и невозможное, чтобы показать в Москве наш спектакль "Дон Жуан" - еще в историческом здании Большого театра. Это было немыслимо трудно: и репетиции были проблемой, и наших певцов приходилось отыскивать кого в Японии, кого в Америке... Но я очень рад, что это удалось. Нет-нет, я ничего не демонстрирую своим неучастием в конкурсе. Но чтобы показать "Тристана и Изольду" 14 апреля на Новой сцене Большого театра, нам пришлось с огромным трудом перекроить весь наш график, отменить репетиции "Поворота винта" Бриттена на петербургской сцене - еще одна наша новая работа, которая, кстати, была очень удачно показана на днях. Это каждый раз совершенно экстраординарные усилия. И все равно я рад, что хоть и таким огромным напряжением, но нам удается это сделать. Но нельзя делать такие вещи только из духа соревнования, и я не хотел бы, чтобы движущей силой наших приездов в Москву было желание получить еще одну "золотую маску". Это, скорее, желание поделиться с москвичами тем, чем Мариинский театр сегодня богат. Это более серьезный и сильный стимул.
РГ | Ваши мотивы понятны и, на мой взгляд, благородны, но как вы относитесь к тому факту, что жюри больше не нашло в России дирижера, который заслуживал бы награды и поддержки? У нас что, кризис дирижерского мастерства или это признак близорукости экспертов?
Гергиев | Мне кажется, для фестиваля "Золотая маска" сегодня гораздо более важно стимулировать работу молодых дирижеров. Но проблема еще и в том, что многие лучшие дирижеры, живущие в России, в России бывают очень мало. Замечательный дирижер Марис Янсонс, который вскоре выступит в Санкт-Петербурге, приезжает крайне редко. А хотелось бы, чтобы его слушали не только в его Амстердаме, но и в Москве, и в Питере.
РГ | Но вы-то умудряетесь и в России работать очень активно.
Гергиев | Я чувствую свою ответственность за коллектив Мариинского театра и с ним выступаю в России минимум пятьдесят раз в году. И еще минимум пятьдесят раз выступаю за пределами России - только с оркестром Мариинского театра. Я полностью концентрируюсь на этом. Полностью.
РГ | Расскажите о новом концертном зале, который вы строите в Петербурге.
Гергиев | Он строится быстро и, хочется верить, качественно. Приглашен замечательный специалист - инженер-акустик из Японии г-н Тойота, тот самый, который уже подарил великолепные залы Токио, Лос-Анджелесу и теперь строит новые концертные залы для Хельсинки и Копенгагена. И мне очень приятно, что наш новый зал войдет в ряд лучших концертных помещений мира. Приятно, что и у нашего театра и у меня лично есть друзья, которые нашли около 500 миллионов рублей внебюджетных средств для того, чтобы в Петербурге возник достойный этого города концертный зал.
РГ | Когда слушатели смогут прийти в этот зал?
Гергиев | В июле 2006 года.
РГ | Как идут дела с реконструкцией Мариинского театра?
Гергиев | Наконец-то прекратился шум вокруг этой реконструкции. И прежде всего среди самих участников и исполнителей проекта. В Северо-Западной дирекции, которая непосредственно занимается реконструкцией, нашлись наконец люди, которые смогли обойтись без громких сенсационных интервью, меньше занимаются своими персонами и больше - делом. Проект будет скромнее, чем первоначально задумывался архитектором, - здание театра не должно довлеть над окружающим, все вокруг подавляя своим чрезмерным величием и масштабами. Мы надеемся на успех. Главное сегодня - спокойно и сосредоточенно работать.
РГ | Новый сезон откроется еще в историческом здании?
Гергиев | Да, и мы будем там выступать до конца 2006 года. А затем историческое здание закроется, и мы будем работать сразу на нескольких площадках Петербурга, и это вопрос, который теперь волнует всех работников театра, от руководителей до дебютантов балетной труппы. Идет напряженная подготовка к очень сложному переходу на незнакомые сцены, но я уверен, нам будет в этом оказана вся необходимая помощь и поддержка. И мы этот трудный период сможем пройти без потерь.
РГ | А новый концертный зал здесь задействован? Там есть необходимые условия?
Гергиев | Новый концертный зал эту проблему во многом решает. Он рассчитан не только на проведение концертов, но и на оперные и балетные спектакли, которые не требуют огромного декорационно-постановочного оформления.
РГ | Сколько там мест?
Гергиев | 1200. И это в двух минутах ходьбы от исторического здания театра.
РГ | Не скажется ли этот трудный период на творческой жизни театра? Такие катаклизмы в жизни театра - всегда пора тревог и нервозности.
Гергиев | Когда закрывается какой-нибудь театр на реконструкцию, это событие всегда обрастает слухами: мол, будут кого-то обязательно увольнять, что труппа будет сокращаться и распадаться, и что все вообще гибнет. Хочу очень четко и ясно заявить: ничего подобного не произойдет. Я верю, что огромный коллективный талант Мариинского театра, его потрясающие традиции, которые принесли ему славу в России и в мире, помогут нам успешно пройти эти испытания. И сделаю все возможное, чтобы к 225-летию театра на его сцене было что увидеть и услышать. Чтобы было чем гордиться миллионам людей, считающих Мариинку одним из символов культурной России. Мы умели проходить трудности с честью, и даст бог, справимся и на этот раз. Театр, который всегда был одним из лучших в мире, станет еще сильнее.
РГ | Что вы можете сказать нашим читателям и будущим слушателям вашего Московского Пасхального фестиваля перед его началом?
Гергиев | Как всегда, я очень рад возможности пообщаться с читателями "Российской газеты", и надеюсь, что скоро мы увидимся на концертах и спектаклях его программы. Это относится не только к москвичам, но и к российскому читателю вообще. Мы очень ждем встреч с публикой в Красноярске, в Новосибирске, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ханты-Мансийске и еще многих других городах, где выступят наши артисты и музыканты. И, конечно же, в Москве.
РГ | Спасибо за беседу, еще раз поздравляем вас с "золотыми масками" и ждем встречи на фестивале.
Подробности о программе Московского Пасхального фестиваля можно найти на его сайте www.easterfestival.ru