"Неужели опять будет что-то типа телебуклета крупного туристического агентства (правда, буклет с христианским уклоном), где "глянцевые" картинки с видами Рима чередуются с выходами актеров, читающих заученный текст", - думала я, усаживаясь перед телевизором, чтобы посмотреть первую серию телефильма.
К счастью, все оказалось не так. Да, актеры говорят заранее написанный текст. Но они не просто произносят, а - проживают и переживают его внутри себя. Причем делают это, словно забывая, что они всего-навсего снимаются в кино. Не играет, к примеру, Ирина Купченко, рассказывая о трагической участи сестер - мучениц Веры, Надежды и Любови (младшей из которых на момент казни было девять лет) и матери их Софии. А Владимир Машков так повествует о яром гонителе христиан, ставшем горячим проповедником Евангелия, об апостоле Павле, что создается ощущение: вот-вот в кадре появится и сам святой.
Создатели фильма актеров старались подбирать исходя из характеров героев, о которых пойдет речь в конкретной серии. Поэтому не случайно об эмоциональном, импульсивном апостоле Павле рассказывает Владимир Машков, а об императоре Константине Великом, сделавшем христианство государственной религией, и его матери Елене - Никита Михалков, приверженец имперских традиций, а о Петре, первоверховном апостоле Христианской Церкви в завершающей серии поведает польский режиссер - интеллектуал Кшиштоф Занусси.
Фильм получился, как говорится, для "различных категорий зрителей". Верующие получили возможность увидеть те места, которые связаны с событиями из истории первых христиан. Например, Мамертинскую темницу, куда были заключены перед казнью Петр и Павел, древние римские храмы, катакомбы, могилу апостола Петра в подземной части собора святого Петра. Притом съемки в подземелье собора можно назвать уникальными: до приезда российских кинематографистов съемочная группа работала там лишь однажды - несколько десятилетий назад.
События, о которых идет речь в документальной ленте, воспринимаются зрителями не как "дела давно минувших дней", которые из-за своей давности кажутся неким мифом, а как события живые, близко-реальные. История словно сжимается до точки, и в этой точке оказывается каждый из нас, который вместе с актерами-ведущими вновь переживает то, что произошло почти два тысячелетия назад.
Фильм Владимира Хотиненко ставит вопрос: почему первые христиане именно так, абсолютно добровольно шли на муки? Ведь от них не требовали переступить законы человеческого сообщества - совершить уголовное преступление: убить, украсть... Зачастую их даже не заставляли открыто отказываться от Господа. Нужно было "всего лишь" поклониться языческим богам. И все! А затем можно было уйти и просить у Бога прощения за допущенную слабость. Ведь Господь так милостив... Но эти люди стояли на своем, не проявляя страха и сомнений. В языческом мире это вызывало даже не удивление - потрясение. Удивление подобная непреклонность вызывает у нас и сейчас, в 2006 году от Рождества Христова. Неужели мы так недалеко ушли от языческого Рима?
Показ этой документальной ленты канал приурочил к Страстной седмице, когда верующие люди вспоминают последние дни земной жизни Христа, его казнь. Но поставить в программную сетку картину Хотиненко в более раннее время руководство "России" не решилось, а значит - круг зрителей, которые смогли ее посмотреть, сузился. Ведь ритм жизни небольших городов отличается от столичного... И еще: ожидалось, что картина будет идти без рекламы. Но, увы! Как говорится, бизнес есть бизнес. Поэтому рассказы о том, как в присутствии праздной толпы мучили и казнили христиан, сменялись рекламой пива и шоколада.