Кроме привычной радости от свежего ветерка с водной глади это означает еще и то, что на реках и озерах появятся не только мирные рыбацкие лодки, но и так называемые любители экстремального отдыха, гоняющие на мощных моторках, катерах и водных мотоциклах рядом с пляжами. И сводки происшествий запестрят сообщениями о несчастных случаях на воде, когда по вине таких гонщиков гибнут и калечатся люди.
Несмотря на то, что цены на скоростные плавсредства демократизмом не отличаются, желающих почувствовать себя настоящими морскими и речными волками с каждым годом становится все больше. Ничего предосудительного в тяге наших сограждан к водным приключениям нет. Главное, чтобы они не создавали проблем окружающим. Но у нас так не бывает.
По официальным данным, в одном только столичном регионе на сегодня зарегистрировано около 30 тысяч так называемых маломерных судов. Реальное же их количество значительно больше. По водоемам и рекам страны носятся нигде не числящиеся катера-"призраки" стоимостью в десятки, а то и сотни тысяч долларов.
Генеральная прокуратура РФ решила разобраться в этой ситуации.
Все частные флотилии в стране контролирует специально созданная Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), которая с мая прошлого года вошла в состав МЧС России. Московская региональная прокуратура на воздушном и водном транспорте проверила работу "водного ГАИ".
Оказалось, что у нового подразделения МЧС до сих пор нет единой компьютеризированной базы данных. Их предшественники вели учет плавсредств по старинке - на бумаге, отсюда и неразбериха в архивах. Но с этим вопросом инспекция в ближайшее время должна разобраться. С мая нынешнего года в водной инспекции заработает новая автоматизированная информационная система, которая позволит оперативно ставить на учет маломерные суда. Но это лишь отчасти снимет остроту проблемы.
Многие, покупая катера или водные мотоциклы, даже не задумываются над тем, что их необходимо ставить на учет. К чему владельцам лишние хлопоты с прохождением техосмотра и получением судоходных прав, если можно кататься и так? В результате на российских реках и озерах появляются посудины вообще без опознавательных знаков, установить хозяев которых попросту невозможно. А нужда в знакомстве с хозяевами периодически возникает, особенно когда какой-нибудь лихач начинает выписывать круги рядом с пляжем.
- Каждый год мы фиксируем случаи наезда моторных лодок или гидроциклов на купающихся, - рассказывал корреспонденту "РГ" заместитель московского регионального прокурора на воздушном и водном транспорте Вячеслав Козлов. - Как правило, эта дорогая техника нигде не зарегистрирована и рулят ею люди без разрешения на управление.
Даже если инспектору удается поймать нарушителя, то привлечь его к ответственности достаточно сложно. Чтобы наложить, к примеру, штраф, нужно, как минимум выяснить личность лихача. А если он в одних плавках? Задерживать же владельцев посудин до выяснения личности сотрудники государственной инспекции не имеют права. Остается одно - искать сотрудников милиции, работающих на воде. Но у тех своих забот по горло. И потом, не занимаются они маломерными судами. Получается замкнутый круг. Контролирующая служба вроде бы есть, но наделить ее правами забыли.
- В Законе также нет нормы, которая бы предусматривала ответственность владельцев маломерных судов за то, что они уклоняются от их регистрации, - рассказал Вячеслав Козлов. - Очевидно, что эти законодательные пробелы нужно ликвидировать, внеся поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Не лучшим образом, как считают в прокуратуре, организована и сама система регистрации того, что плавает. По правилам, утвержденным в МЧС, катер или лодку ставят на учет по месту жительства хозяина. Либо там, где судно базируется, что на первый взгляд вполне логично. Судовладелец, к примеру, может жить в Москве, а его "Паллада" бросить якорь в тихой гавани на Волге. Одна проблема - инспектор не в состоянии проверить реальное место нахождения судна. В ведомственной инструкции об этом не сказано ни слова. Так что теоретически адрес базирования можно придумать.
Кроме того, в Правилах государственной регистрации маломерных судов не сказано, на каком основании они могут быть сняты с учета - проданы или утонули? Вот и получается, что в архивах хранятся данные на лодки, которые давно уже превратились в труху или имеют других хозяев.
Любопытная ситуация сложилась и со сдачей экзаменов на право управления плавсредствами. Как и в ГИБДД, экзамены состоят из теории и практики. Разница лишь в том, что права на машину вы получаете после того, как успешно выдержите оба теста, а на катер сразу после того, как ответите на вопросы. Навыки же управления катером или лодкой проверяются... позже, по предъявлении судовладельцем удостоверения и личной карточки с результатами сдачи экзамена. При этом никакой ответственности за неявку на практическую часть экзамена нет. Чем счастливые обладатели "капитанских прав" и пользуются.Теорию знают, а рулят, как получится. Иногда, как выражаются автолюбители, "до первого столба".