25.04.2006 04:48
Власть

Замглавы МИДа - о российско-германских консультациях в Томске

между Россией и Германией пройдет через Томск
Текст:  Владимир Титов (заместитель министра иностранных дел Российской Федерации)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4052)
Читать на сайте RG.RU

Российско-германские отношения развиваются чрезвычайно динамично, носят системный характер и охватывают практически все сферы деятельности. Традиционно тон им задают высшие руководители наших государств. В ткань повседневного взаимодействия вовлечен широкий круг партнеров - от неправительственных организаций до отраслевых ведомств и бизнес-структур.

26-27 апреля в Томске пройдет этапное для российско-германских отношений событие - восьмой раунд межгосударственных консультаций с участием президента России Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Такие консультации - сравнительно молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя механизм поддержания высокого тонуса российско-германских отношений, определения стратегических приоритетов их развития, продвижения важнейших совместных проектов.

С участием практически всех членов правительств на этих встречах обсуждается широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества: торговые отношения, взаимодействие в высокотехнологичных отраслях, в области инвестиций и производственной кооперации, включая энергетику, транспорт, инфраструктуру, коммуникации и связь, а также в сфере науки, образования, культуры, молодежных обменов, контактов между людьми. Разумеется, обширна и международная повестка консультаций.

Главное внимание на такого рода "выездных" заседаниях двух правительств традиционно уделяется экономике, которая по праву является становым хребтом отношений между Россией и Германией. Активно действует Рабочая группа по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества. В компетенцию группы, которая провела уже 20 заседаний, входит согласование магистральных направлений взаимодействия в этих областях, включая продвижение конкретных проектов. По линии группы готовится к подписанию в ходе саммита в Томске солидный пакет двусторонних договоренностей как в межведомственном сегменте, так и по линии бизнес-структур.

За последние годы на ниве нашего экономического сотрудничества с ФРГ достигнуты впечатляющие результаты. Германия стала основным торгово-экономическим партнером России в мире. Доля ФРГ во внешней торговле России - около 13 процентов.

Вместе с тем в двустороннем товарообороте имеется серьезный дисбаланс: в российском экспорте преобладают сырьевые товары, несмотря на большой технологический и инновационный потенциал России. Поэтому одной из важнейших задач является расширение номенклатуры поставок в Германию отечественной конкурентоспособной машинно-технической продукции.

Позитивные сдвиги в этом направлении наметились. Наши производители все активнее выходят на германский рынок. Обнадеживающая тенденция - широкая востребованность российских фирм на основных выставочных площадках в Германии. В практику прочно вошли расширенные национальные экспозиции России в Ганновере, Мюнхене, Берлине и Франкфурте-на-Майне. При этом Россия все чаще удостаивается приглашений участвовать в них в качестве главного гостя. Убежден, что это - проявление заслуженной оценки потенциала отечественной промышленности, растущего качества и конкурентоспособности ее изделий.

Накопленный позитивный опыт в двустороннем сотрудничестве значительно укрепил доверие германских деловых кругов к российской экономике, что привело к последовательному росту коммерческого рейтинга России по шкале ОЭСР. Наш авторитет надежного кредитоспособного партнера, плотно интегрированного в систему мирохозяйственных связей, продолжает неуклонно повышаться. Впрочем, мы уже не столько берем кредиты, сколько досрочно погашаем внешние долги, доставшиеся в наследство. Это касается прежде всего Германии, в трудные 80-90-е годы поддержавшей нашу экономику.

Благодаря макроэкономической стабилизации в России, улучшению рамочных условий для деловой активности в позитивном ключе идет приток германских капиталовложений. В 2005 г. их объем из ФРГ по сравнению с 2004 г. возрос почти на 73,3 процента.

Взаимодействие в области энергетики и энергобезопасности является одним из приоритетных направлений экономического сотрудничества между Россией и Германией. Оно прочно "вмонтировано" в энергодиалог между Россией и Евросоюзом, но немецкие партнеры и здесь задают его тон.

В 2005 году экспорт российского газа в Германию достиг нового рекордного уровня - 37,5 млрд. кубометров и по сравнению с 2004 годом вырос на 7,1 процента.

Все более перспективным становится сотрудничество с Германией в области транспорта, в частности, по линии ОАО РЖД и германской фирмы "Сименс АГ". Причем речь идет не просто о закупках в Германии соответствующих машин и оборудования. Нам важно, чтобы такие поставки в Россию сопровождались передачей современных технологий, позволяющих создать материально-техническую базу для их последующего сервисного обслуживания, с максимально высоким уровнем использования российских комплектующих.

В транспортной сфере вполне реальной величиной становится выполнение задачи увеличения объемов перевозок экспортно-импортных и внешнеторговых грузов через территорию Российской Федерации в железнодорожном сообщении между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Европы. В рамках этого проекта с участием железных дорог Белоруссии и Польши в перспективе может быть создано четырехстороннее совместное предприятие.

Мы - сторонники более интенсивной кооперации в области авиапрома. Речь идет о российском участии в производстве компонентов для семейства самолетов А320, А350, переоборудовании гражданских лайнеров типа А320 в грузовой самолет, программе создания нового самолета.

Об успехах российских транспортников говорит и выигрыш компанией "Волга-Днепр" крупнейшего международного тендера по предоставлению самолетами Ан-124 услуг для гуманитарных и миротворческих операций странам - членам ЕС и НАТО.

На разных стадиях реализации находится ряд интересных проектов в области тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, автомобилестроения (БМВ, Фольксваген, ДаймлерКрайслер), химической промышленности, часть которых может быть подписана "на полях" томского саммита. Там же будет обсуждаться перспективная инициатива учреждения в Москве германо-российской внешнеторговой палаты в качестве нового механизма содействия экономическому сотрудничеству, укрепления контактов деловых кругов двух стран.

В ходе саммита в Томске будут подведены итоги деятельности совместной межведомственной Рабочей группы высокого уровня по вопросам безопасности (РГВУ), реализующей под эгидой МИДов двух стран функцию согласования подходов в сфере стратегической стабильности и противодействия глобальным вызовам и угрозам с основным акцентом на антитеррор и нераспространение. Мы исповедуем одну философию строительства миропорядка, основанного на примате международного права и безальтернативности политико-дипломатических методов разрешения споров, кризисов и конфликтов, обеспечении нераспространения и сокращения вооружений, стабильном и устойчивом развитии.

Будет продолжен диалог по наиболее актуальным международным темам - иранскому ядерному досье, ближневосточному урегулированию, ситуации в ряде региональных конфликтов и т.д. Состоится обмен мнениями по приоритетам российского председательства в рамках "восьмерки" (международная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и развитие образования) с учетом того, что в конце года предстоит передача эстафеты непосредственно следующему за нами германскому председательству.

Между тем

Сотрудничество с ФРГ - это живая, развивающаяся "ткань" разносторонних отношений. Оно ориентировано на повышение благосостояния наших народов, устремлено в будущее, направлено на поиск решений узловых проблем современности. "Пилотный" характер ряда двусторонних механизмов и проектов может и уже успешно используется в сфере нашего взаимодействия с другими странами и многосторонними структурами сотрудничества, служит примером конструктивной модели взаимодействия государств, осознающих ответственность за развитие дел в Европе и мире.

Внешняя политика МИД