26.04.2006 02:00
Культура

Александр Голутва: Наш кинорынок стал самым динамичным в мире

Александр Голутва и Сергей Лазарук: Новая революция на экранах
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4053)
Читать на сайте RG.RU

Кино восстало из мертвых

Российская газета | С чем связан такой внезапный рывок?

Александр Голутва | Причина прежде всего социально-психологическая: любой народ хочет видеть близких себе героев, близкие ситуации, ищет отзвук собственным чувствам и мыслям. Эта потребность долго оставалась без отклика, зато американское кино было в новинку, и его смотрели в охотку - теперь первый интерес прошел. Вторая причина: чем больше экранов, тем больше возможностей на них попасть. Еще недавно из современных кинотеатров у нас был один "Кодак-киномир". Но уже к 2005 году было в том числе построено или реконструировано 545 кинотеатров - это 1036 залов. В Москве темпы замедлились: близко насыщение. Быстро - на 45 процентов за год - выросло число залов в Петербурге. И сейчас самые большие темпы роста в городах-миллионниках: в Екатеринбурге, Ростове, Челябинске, Нижнем Новгороде... Массовое строительство торговых центров позволило открывать кинокомплексы с меньшими затратами - в том числе мультиплексы, включающие от 8 до 12 залов. И возник спрос на наши фильмы, начался рост их производства, и теперь у нас снимают до ста картин в год. Это еще мало: во Франции в 2005 году произведено 240 лент, в Германии - 160, в Испании - 140...

РГ | К тому же началось внедрение новых технологий в кинопроизводстве...

43 процента населения России вообще без кинотеатров. Многие уже не знают, что такое кинопоказ

Голутва | Кадров пока не хватает, и далеко не всегда техника используется на все сто. Тем не менее процесс начался, и он уже неостановим. Назревает и еще одна техническая революция - переход на цифру. Ее надо ждать где-то после 2010 года. И мы ведем разговоры с правительством, объясняя необходимость не пропустить этот момент. Ведь прогресс пока коснулся крупных городов, а 43 % населения России вообще без кинотеатров. Многие уже не знают, что такое кинопоказ. Поэтому параллельно со строительством крупных киноцентров надо строить дешевые сборно-разборные залы с цифровым оборудованием.

РГ | Режиссер Александр Прошкин выдвигал проект "Народный экран", где предусматривалась передача кинофильмов через спутник в любой уголок страны. Какова его судьба?

Голутва | Проект "Народный экран" развития не получил, но работа над спутниковым показом ведется. Для этого нужны средства. Если к перспективам цифрового ТВ государство относится серьезно, то в необходимости перевода кино на цифру пока не убеждено. Но цифровое ТВ потребует роста объемов вещания, а кино с его старыми технологиями адекватно ответить не сможет.

РГ | И мы снова вернемся к экспансии американского кино на наших экранах?

Голутва | Да, потому что наш кинорынок стал самым динамичным в мире (прирост доходов от кино до 30 % в год), и естественно, что Голливуд обратил на это внимание. Американские компании открывают в России свои представительства. Многие крупные голливудские студии собираются снимать фильмы на русском языке и русском материале, но с привлечением европейских и американских звезд. И едва мы успели обрадоваться тому, что каждый пятый фильм в прокате - наш, как тут же возникли еще более жесткие условия конкуренции. И это еще один аргумент в пользу более активной государственной поддержки нашего кино.

РГ | В США уже много цифровых кинотеатров, а у нас есть хоть один?

Голутва | Владельцы кинотеатральных сетей говорят: мы только недавно поставили новое оборудование, зачем его менять? Дистрибьюторы тоже не торопятся. Хотя с цифрой возни меньше: не нужно заказывать пленочные тиражи, да и транспортные расходы сократятся. Не спешат раскошеливаться и производители. Цифровой проектор, по качеству не уступающий пленочному, пока стоит дороже. И все ждут, когда новая техника станет дешевле и когда объявится первый смельчак, готовый за нее платить. К тому же американские компании права на DVD дают в пакете с кинотеатральными и так сдерживают развитие кинопоказа в цифровых залах. Хотя в самих США количество цифровых залов быстро растет. Даже в Китае оно уже довольно велико.

Наступление Веселого Роджера

РГ | А тем временем пираты преуспели и в этом. Наш читатель Юрий Иванович Куриленко, директор "Белгородкино", пишет: "Повсеместно возникают кинотеатры, работающие на пиратских дисках. Но этим не хотят заниматься ни правообладатели, ни правоохранительные органы. Хотя финансовые потери огромны". И адресует вам вопрос: что делается для борьбы с пиратством? У нас все время декларируют эту борьбу, но в самом центре Москвы на глазах "крышующей" этот бизнес милиции открыто продаются фильмы, еще не вышедшие в прокат.

Голутва | Все разговоры оставались разговорами, пока не была проявлена политическая воля. Пиратство - воровство, но кормило целые города и области. Поэтому власти смотрели сквозь пальцы. Сейчас ситуация изменилась. Началось закрытие пиратских предприятий, и если еще недавно на видеорынке 90% дисков были контрафактные, то теперь их доля опустилась до 65 - 75%. И я думаю, что вполне реально довести ее до 50%. Но полностью пиратство уничтожить невозможно.

РГ | Когда кто-то влиятельный хочет пиратам противостоять - они бессильны. "9 рота", к примеру, так и не появилась на пиратских лотках. Значит, можно этим процессом управлять.

Голутва | Защита авторских прав требует много сил и средств. Это каждый раз спецоперация с органами МВД, ее могут себе позволить только владельцы крупных картин.

РГ | Вы сказали: пираты кормили целые города. Как это?

Голутва | Представьте себе городок в Сибири. Там одно военное предприятие - и больше ничего нет. А теперь нет и заказов на его продукцию. А население города зависит от этого завода. И тогда завод переходит на контрафактную продукцию.

Фильмы ясельного возраста

РГ | Средний возраст публики в наших кинотеатрах ниже, чем в Америке и в Европе: ходят подростки. Это определяет и жанровый спектр: боевик, фэнтези. Будет ли этот перекос преодолеваться? Появятся ли картины, адресованные зрелым слоям населения: комедии, мелодрамы, социальные и музыкальные фильмы?

Сергей Лазарук | Фильмов жанра фэнтези у нас делается не так много - просто они очень заметны. А судя по заявкам, которые нам предлагают, режиссерские и продюсерские предпочтения меняются: теперь каждый второй сценарий - комедии, мелодрамы. Есть спрос - появилось и предложение. И жанровый спектр меняется очень быстро. Еще недавно у нас почти не было картин для детей, а сейчас я могу назвать до тридцати таких проектов.

Голутва | Наше кино условно можно поделить на три части. Первая - блокбастеры. Отношение к ним разное, в том числе паническое: мол, они вытеснят искусство и надо с ними чуть ли не бороться. Наша позиция: это необходимый этап развития отечественного кино. Но блокбастеры ничего не вытеснят: их никогда не будет много. Они будут нацелены на кассу и, соответственно, на определенную аудиторию: подростки, молодежь. Роль этого сектора неоценима: это паровоз, двигатель всего развития нашего кино как бизнеса. На другом полюсе - авторское кино. Оно никуда не исчезло: все, кто работал в этой области пять лет назад, продолжают работать. Высока доля такого кино и среди дебютов - молодежь стремится его снимать. Вот такие два крыла. А самая проблемная часть - то, что в центре. Это жанровое кино, которое у нас в провале. Если взять список фильмов в прокате, то в первой десятке окажется несколько наших картин, затем идут только американцы, и замыкают список снова наши фильмы. А середина провалена. В ней продолжают снимать советское кино - по тем лекалам. Но это кино хорошо идет по телевидению. С высокими рейтингами. Его смотрят как раз люди более старших возрастов.

РГ | А это не говорит о том, что сдерживающим моментом является дороговизна билетов? Люди и хотели бы пойти в кинотеатр, посидеть в хорошем зале и посмотреть фильм без рекламы - но не могут себе этого позволить.

Голутва | Конечно, новые кинотеатры - это новая услуга. Поначалу дорогая, и многие взрослые детишкам денег на нее дадут, а себе - пожалеют: лучше мы у телевизора посидим. Но вот в США стало немодно смотреть фильмы по ТВ. Но конкуренция сделает свое дело, цены собьются, и ходить в кино станет модно и у нас.

Государство как продюсер

РГ | После исчезновения Госкино перестал существовать и главный заказчик фильмов - советское государство. Как обстоят дела с государственной поддержкой нашего кинематографа?

Голутва | Она за последние годы выросла до трех миллиардов рублей в год. Но и этого мало. Тем более что в 2006 году финансирование если и увеличилось, то ровно настолько, чтобы компенсировать инфляцию. А нам необходимо отвечать на новые вызовы времени, решать проблемы, которые оно ставит перед кино. И для этого нужно денег в два, а то и в два с половиной раза больше.

РГ | Каков сейчас процент соотношения государственного и частного капитала в производстве фильмов?

Голутва | На 2006 год господдержка предусмотрена для ста - или чуть больше - игровых картин. И еще порядка тридцати лент производится на деньги частных инвесторов. Доля бюджетных средств в фильмах, снимаемых при государственной поддержке, сегодня колеблется между 50 и 60 процентами. Мы считаем, что она должна постоянно уменьшаться.

РГ | А какой процент затрат возвращается? Когда наше государство начнет зарабатывать на кино?

Голутва | А оно зарабатывает. От кино поступают налоги, и они растут по мере того, как увеличиваются объемы кинопроизводства. Зарабатывают и кинокомпании, вкладывают средства в новые проекты. Нет, государство не в проигрыше. Чтобы вся эта структура была ясна, уточню: в кино четыре сферы. Одна, высокоприбыльная, - показ фильмов в кинотеатрах. И сегодня уже нет отбоя от частных инвесторов, желающих строить новые кинотеатры или реконструировать старые. Прирост современных залов - 30 процентов в год! И эта сфера рентабельна, государство здесь ничего не теряет.

РГ | Число кинотеатров в Москве приблизилось к тому, что было в советское время?

Голутва | Да, в Москве сегодня работает 280 современных кинозалов. Вторая сфера - прокат. Она тоже рентабельна: государство денег не тратит, а частные компании имеют прибыль и приносят государству доход. Третья сфера - оказание технических услуг по производству фильмов. Здесь работает большое количество частных студий. Государственные студии, доставшиеся нам в наследие от советских времен, далеко не все эффективны, и сейчас они в стадии акционирования. Кроме "Мосфильма", который остается в государственной собственности. Но и он успешно работает и денег у государства не просит. Бурно растет сеть частных структур, которые предоставляют монтажные, производят озвучивание, сдают в аренду технику. Начали строиться крупные, хорошо оснащенные частные студии. По числу павильонных площадей компания "Метеосити" уже сопоставима с "Мосфильмом". Она ему реальный конкурент, хотя и специализируется в основном на съемках телесериалов. А вот четвертая сфера - само производство отечественных фильмов - убыточна. Когда речь идет о детских короткометражках или о документальном кино, то вопрос о доходах вообще не стоит. Но в целом кинопроизводство, по нашим расчетам, за несколько ближайших лет должно стать самоокупаемым. Но необходима государственная поддержка. И для того, чтобы наши фильмы заняли достойное место в общем объеме кинопоказов, и для поддержки "авторского кино", на которое частный капитал средств пока не дает, и для развития молодого кино. У нас ведь каждый второй фильм - дебют!

РГ | И все они делаются при господдержке?

Голутва | Конечно. А в этом случае риск всегда велик: может быть много брака, - но мы сознательно даем дебютантам преимущество. С конца 90-х более 150 человек сняли свои первые большие игровые фильмы! И еще целая гвардия авторов дебютных короткометражек.

РГ | И все главные лауреаты отечественных кинопремий и фестивалей - тоже дебютанты.

Голутва | Единственный пример успешного дебюта, который был сделан на средства частной телекомпании Ren TV, - "Возвращение" Андрея Звягинцева. Но это исключение, только подтверждающее правило. Потому что событиями стали и "Первые на Луне" Алексея Федорченко, и "Гарпастум" Алексея Германа-младшего - оба фильма были в конкурсе Венецианского фестиваля, а Федорченко даже взял там приз. Фильм Андрея Кравчука "Итальянец" выдвигался от России на премию "Оскар" и стал лауреатом "Ники". Федор Бондарчук "9 роту" тоже снял с нашей поддержкой. Причем когда речь идет о таких крупных проектах, как "9 рота", многие склонны преуменьшать значение господдержки, хотя часто именно она дает возможность производителям фильма получить не только моральное, но и материальное удовлетворение. Потому что этот государственный вклад безвозвратен. И миллион долларов, который мы вложили в "9 роту" Федора Бондарчука, очень помог продюсерам фильма.

РГ | Этот миллион вернется?

Голутва | Нет. Это картина прибыльная, но не сверхприбыльная. Ведь половина ею заработанного остается кинотеатру, еще 20-30 процентов - дистрибьютору, надо вычесть затраты на производство и рекламу - чистый заработок невелик. Конечно, как и в любом кино, американском или западноевропейском, у нас стали появляться фильмы, которые, может, и не соответствуют моему вкусу, но коммерчески успешные, как "Дневной дозор".

РГ | Каковы перспективы с нашей любимой анимацией?

Голутва | Она больше всего пострадала в 90-е годы, практически исчезла. А так как наши аниматоры всегда были востребованы в мире, многие уехали в Европу и США. Теперь удалось ситуацию стабилизировать, увеличить финансирование анимационного кино, и у нас начинается прямо-таки "новая волна".

РГ | А как вы решаете, какой проект стоит поддержать и какой не стоит? И каков здесь риск ошибиться?

Голутва | Это решает экспертная комиссия из продюсеров, киноведов, критиков, сценаристов, режиссеров, операторов. Состав ее согласовывается с Союзом кинематографистов РФ. Каждый год происходит ротация, и комиссия все время обновляется.

Кино под пятой закона

РГ | У нас есть поразительный документ, который получил знаменитый аниматор Гарри Бардин от Федерального агентства по культуре и кинематографии в ответ на свою заявку: "Сообщаем Вам, что в связи с вступлением в силу с 01.01.2006 года Федерального закона 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" объявление о конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части производства национальных анимационных фильмов на 2006 год будет размещено в газете "Торги" в 1 квартале 2006 года. Заместитель начальника управления кинематографии Е.Н.Громова". Как прикажете понимать такой творческий разговор?

Голутва | К сожалению, приняв новую редакцию закона, в нем не предумотрели специфику творческих проектов. Еще год назад мы работали так, как во всех странах, где существует господдержка. Теперь в своем разумном стремлении унифицировать законы и оставить в них как можно меньше исключений, их разработчики, по-моему, сильно перестарались. Вот простой пример из области, скажем, музыки. Композитор Иванов написал симфонию. Наше Федеральное агентство по культуре и кинематографии как государственный орган исполнительной власти должно поддерживать новые талантливые произведения, потому что современной музыки исполняется мало. И вот эксперты слушают эту симфонию и считают, что она достойна исполнения. Прежде мы передали бы симфонию в оркестр, но теперь нужно объявить конкурс. Теперь этот композитор обязательно должен с кем-то состязаться. С кем? По поводу чего? Это же еще неделю думать надо, чтобы как-то оформить. Вот такая вышла глупость. Мы свою позицию по этому поводу высказали. Министерство культуры и массовых коммуникаций тоже. Комитет Государственной Думы по культуре нас поддержал. Собирали президиум Совета по культуре и искусству при президенте и тоже обсуждали этот вопрос. Сейчас наконец подготовлены поправки в закон. Но нужна поддержка общественного мнения, чтобы эти нелепые правила были отменены.

РГ |А страдают творцы. Нервничают.

Лазарук | И они правы. Но и мы не можем отменить этот закон и должны проводить все номенклатурные игры, писать ненужные бумаги. А если кто-то из конкурсантов по каким-то причинам тендер не выиграл, он имеет право в судебном порядке обжаловать решение конкурсной комиссии. А суд, как вы понимаете, - дело долгое, а до решения суда мы не имеем права ни с кем больше заключать договор. Можно дойти до абсурда. Что касается проекта Гарри Бардина, то его еще в прошлом году поддержала экспертная комиссия. Но вот такова теперь технология. Хотя я уверен, что в конце концов этот талантливый полнометражный фильм получит полную поддержку.

Голутва | Есть еще один аспект этого вопроса, даже более важный. Сейчас мы действуем на основании Закона "О государственной поддержке кинематографии РФ", поддерживая проекты, которые инициированы творческими работниками и студиями. Мы должны оценить их идейную и художественную значимость, а также способность студии их осуществить. Сейчас получается, что стрелки переводятся на государственный заказ. Значит, не творцы, а чиновники должны определять, о чем снимать, на каких условиях и за какие деньги. Мы не отрицаем необходимости госзаказа, но убеждены, что целиком перейти на этот принцип было бы ошибкой. Такого не было даже в советское время - тогда лишь малая часть фильмов снималась по госзаказу. А в основном инициатива принадлежала художникам и студиям. В нашем кино есть примеры прекрасных фильмов, снятых по госзаказу, но куда больше стандартных, серых, не принесших успеха. Никакой эксперт, никакой чиновник не может инициировать творческую идею лучше, чем сам автор фильма.

РГ | Этот нелепый закон о тендерах был с вами согласован?

Голутва | Не был. Мы все время настаивали на прежнем порядке. Тем не менее сейчас нужно по каждому фильму, по каждой теме объявлять конкурс.

РГ | Но законодатели хотя бы начинают понимать, что дали промашку?

Голутва | Вроде бы да.

РГ | Государственный заказ - все-таки способ как-то влиять на содержательность кинопроцесса.

Голутва | А мы и не отрицаем возможности и даже необходимости съемок фильма по какому-то поводу. К 60-летию Победы, например, специально провели конкурс на документальный сериал о Великой Отечественной войне.

Лазарук | И там оказались даже три победителя.

Голутва | Сняли три сериала. И в целом, считаем, сделали хорошее, полезное дело.

РГ | Сколько проектов сейчас получает государственную поддержку?

Лазарук | В игровом кино - 134 проекта, в документальном - более 500. И около сотни анимационных. Сейчас проходит тендер по неигровому, анимационному и игровому кинематографу. Планируем запустить около 110 игровых, 450 документальных и 100 анимационных картин. Распоряжением правительства РФ предусматривалось, что мы должны обеспечить выпуск не менее ста полнометражных игровых фильмов к 2006 году. Мы на этот рубеж вышли. А экспертная комиссия на сто возможных мест получила 609 сценариев! Это все готовые сценарии с готовой съемочной группой. Но самое интересное другое: это значит не менее 600 режиссеров игрового кино, которые имеют основание просить господдержку. И еще раз повторюсь: более половины запущенных картин - дебюты.

Людей посмотреть, себя показать

РГ | Вот письмо кассира кинотеатра из Смоленска г-жи Гарбузовой: "Хорошо, что российское кино снова завоевало российские экраны. А экраны каких стран может завоевать наше кино?". Как представлено российское кино в странах СНГ, к примеру?

Лазарук | Прежде всего - в Украине. Есть прецедент, когда фильм "Бой с тенью" там был даже популярнее, чем в России, - 70 процентов сборов он там сделал. В Грузии, в Армении, к сожалению, наше кино в театральном прокате отсутствует. Это частично компенсируется традиционными Неделями российского кино, которые проводятся при участии Федерального агентства. Что же касается нашего кино на мировых экранах, то оно ограничено в основном кинофестивалями.

РГ | А как же некоторые газеты пишут о буме нашего кино в Китае?

Лазарук | В Китае на самом деле все жестко: разрешены всего 42-45 западных картин в год, и это в основном фильмы США. А российских фильмов за последние годы там куплен десяток, не больше. Но дело движется. Из наших больших картин на европейский и американский экраны пробились "Ночной дозор" и "Дневной дозор", но сколько-нибудь массированного вторжения в мировое кинематографическое пространство пока нет.

Голутва | Мы повторяем путь, пройденный другими странами. Франция в прошлом году впервые в своей истории собрала за рубежом больше денег от показа своих фильмов, чем у себя дома. Не знаю, когда это случится у нас, но двигаться в этом направлении необходимо. И кое-что меняется: появился интерес к проведению Недель и фестивалей российских фильмов, их уже больше, чем мы можем себе позволить. Но обращаются посольства, пишут о важности таких фестивалей и обижаются, если мы говорим, что не можем...

РГ | Это дорого обходится?

Голутва | Это самая дешевая статья: едет не Большой театр, а три человека с несколькими коробками пленки. Поэтому при малом бюджете наше кино показываем в десятках стран. В одном только Китае четверть века не было наших фестивалей, теперь - каждый год. Но главный путь на мировые экраны - победа на больших фестивалях. Гран-призер Венеции "Возвращение" Андрея Звягинцева при бюджете около 400 тысяч долларов собрало более 7,5 миллиона - в основном за рубежом.

РГ | Поговорим о новом международном фестивале в Петербурге, о котором столько споров. Какова ваша позиция?

Голутва | Санкт-Петербург давно стал кинофестивальной столицей: там фестивалей проходит не меньше, чем в Москве. Пусть будет еще один. Федеральное агентство в его финансировании участия не принимает, к нам и не обращались с такой просьбой.

РГ | А что вы скажете о шумных дискуссиях вокруг проведения фестиваля на Дворцовой площади?

Голутва | Так интеллигенция же разделилась! Один близкий мне человек - Александр Николаевич Сокуров - на одной стороне баррикад, а другой близкий человек - Алексей Юрьевич Герман - на другой. Естественно, если проводить фестиваль на Дворцовой площади, то так, чтобы не нанести ущерба историческим ценностям. С другой стороны, не вижу логики: проводить там пивные фестивали можно, а кино показывать нельзя! И рекламное шоу "Феррари" там было. И рок-концерты. Я не понимаю, почему вдруг в такую немилость впал кинофестиваль - мероприятие гораздо более спокойное и культурное.

РГ | А как насчет того, что у Московского кинофестиваля появится конкурент?

Голутва | Но это тоже ситуация не новая: возникли два альтернативных фестиваля в Париже, в Риме организуют фестиваль и не скрывают, что в противовес Венецианскому.

РГ | И в заключение - частный вопрос. Есть в нашем кино проект-долгострой - экранизация романа Стругацких "Трудно быть богом", которую уже много лет снимает Алексей Герман. Почему этому не видно конца?

Голутва | Мы с Алексеем Германом только что беседовали - они там опять остановились... За годы съемок умер оператор Владимир Ильин, сейчас на картину вернулся Юрий Клименко, с которым Герман начинал снимать этот фильм. И вот очередная пауза. А доснять осталось немного...

Кино и ТВ Минкультуры