26.04.2006 02:00
Власть

Сибирские губернаторы встречаются с президентом

В Сибири обеспокоены утечкой крупных налогов в другие регионы
Текст:  Александр Ескевич Юрий Прокопьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4053)
Читать на сайте RG.RU

Этот вопрос стал особенно острым после недавней перерегистрации "Сибнефти" - крупнейшего налогоплательщика Омской области - в Санкт-Петербурге (с 13 мая компания будет называться "Газпромнефть"). Ведь примеру "Сибнефти" вполне могут последовать и другие крупные компании, работающие в Сибири и приносящие местным бюджетам существенные налоговые поступления. Прежде всего речь идет о предприятиях нефтяной, угольной и металлургической промышленности, эксплуатирующих природные ресурсы региона.

В результате ухода "Сибнефти" депутаты Законодательного собрания Омской области уже готовятся к секвестированию бюджета - предполагается, что в 2006 году "Сибнефть"/"Газпромнефть" перечислит в региональную казну всего 3,7 млрд. рублей вместо запланированных 14 млрд. Такой удар по бюджету ставит под сомнение развитие региона и заставляет задуматься о малоприятной "политике выживания". Так что беспокойство сибирских губернаторов понять можно.

В этой ситуации особое значение приобретает умение глав регионов отстаивать на высшем уровне интересы своих территорий. Между тем в недавно опубликованном "Рейтинге лоббистов" представлены лишь три губернатора из Сибирского федерального округа. Аман Тулеев (Кемеровская область) и Александр Хлопонин (Красноярский край), занявшие соответственно 7-е и 12-е места, оказались в категории "Сильная эффективность", а Виктор Кресс (Томская область, 22-23-е место) - в категории "Средняя эффективность". Больше никто из сибирских губернаторов, равно как и полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, в рейтинге не фигурирует.

Самое интересное, что список возглавляет губернатор Санкт-Петербурга, активно занимающаяся "наращиванием налоговой базы". И это у нее получается: совсем недавно правительство Северной столицы объявило о намерении утроить объем городского бюджета к 2009 году. Именно туда в последнее время и устремляются одна за другой крупнейшие российские компании: Внешторгбанк, "Транснефтепродукт", "Трансаэро", "Сибнефть".

Между тем вынесенный в прошлом году на публичное обсуждение новый проект стратегии Сибири не случайно имеет характерный подзаголовок "Партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста". Логика сибирской стратегии строится не на переводе крупных налогоплательщиков в столичные города, а на создании благоприятных условий для деятельности финансово-промышленных групп в регионах с сопутствующим эффектом в виде роста внебюджетных инвестиций и налогооблагаемой базы.

Пакет конкретных инвестиционных проектов, сопровождающий стратегию, сам по себе предполагает не финансовое обескровливание сибирских регионов, а рост валового национального продукта и, соответственно, налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты. В этой ситуации можно заметить некоторое противоречие между политикой федерального центра, планами отдельных бизнес-компаний и интересами сибирских регионов.

Кстати, проблема "увода налогоплательщика" не для всех сибирских территорий стоит одинаково остро. Благодаря сильным позициям глав Кемеровской области и Красноярского края будущее этих регионов выглядит наиболее оптимистично. Угольщикам Кузбасса, обеспечивающим наибольшие поступления в местный бюджет, уходить "в Европу" особого смысла нет (кстати, в этой связи можно вспомнить, как несколько лет назад Аман Тулеев "выдавил" из региона столичную группу, которая, по его мнению, "вела нечестную игру").

Ситуация с красноярскими металлургами (именно они в основном наполняют краевую казну) не столь однозначна, но если учесть, что Александр Хлопонин в прошлом был одним из руководителей "Норильского никеля", можно предположить, что он постарается не допустить ухода "родного" гиганта из края. Ходили разговоры, что у крупнейшей в стране золотодобывающей компании "Полюс" центр формирования прибыли будет перенесен в Москву, отчего отчисления налогов в местные бюджеты районов Красноярского края, где добывается золото, и в региональный бюджет могут сократиться. Хлопонин по этому поводу высказался резко: "Как только я узнаю, что компания базируется в Москве, я думаю, она перестанет быть самой большой компанией в России".

Менее понятно будущее "Томскнефти" - некогда крупнейшего налогоплательщика Томской области. Из Новосибирской области в центр переходит авиакомпания S7, в связи с чем ее руководство отказалось от прежнего названия "Сибирь". Еще одна крупная новосибирская компания - "Белон" - заявила о намерении разместить свои ценные бумаги на международном фондовом рынке, но речи о перерегистрации в столице пока не заходило. В Алтайском крае, пожалуй, нет главного "бюджетообразующего" предприятия и уходить оттуда, на первый взгляд, некому.

Иркутская область с ее развитым машиностроением (корпорация "Иркут"), химической ("Санскхимпласт") и металлургической (БрАЗ, Коршуновский ГОК) отраслями, пожалуй, одна из "темных лошадок": холдинги, контролирующие бизнес на ее территории, не спешат делиться планами относительно своего "налогового будущего".

Судя по всему, у глав сибирских территорий пока нет четких механизмов, позволяющих остановить "великий исход" главных налогоплательщиков. Они хотели бы иметь более четкое представление о подобных планах, чтобы выстраивать реальную социальную политику. Поэтому все надеются на предстоящую встречу с главой государства.

Александр Ескевич,

Юрий Прокопьев

НОВОСИБИРСК

Регионы Федеральный бюджет Бюджеты регионов Томск Сибирь