Новое старое
Для их выпуска используется любой "информационный повод". К примеру, выход на киноэкраны сиквела "Основной инстинкт-2", где постаревшая на 15 лет Шарон Стоун пытается вступить в ту же воду и повторить уловки, сделавшие ее знаменитой, побудил выпустить "Основной инстинкт" 1992 года и "Шоугерлз" 1995-го. Альбом озаглавлен как "Избранные фильмы Пола Верхувена", но это не лучшие творения режиссера, а - те, что "эротичней".
Еще одна "архивная новинка" от компании Film Prestige - фильмы с участием шведско-американской звезды Ингрид Бергман. Здесь особого внимания заслуживает экранизация "Триумфальной арки" - бешено популярного у нас романа Ремарка. Фильм сделан в 1948 году Льюисом Майлстоуном, и в нем снимались Чарльз Лаутон и Шарль Буайе. В фильме Анатолия Литвака 1961 года "Любите ли вы Брамса?" по Франсуазе Саган актриса играет вместе с Ивом Монтаном и Энтони Перкинсом. Не пройдите и мимо "Газового света" - возможно, самого знаменитого голливудского триллера с участием Бергман: Шарль Буайе играет супруга, который с тайной целью методически сводит с ума свою красавицу жену. Коллекция "Американский хоррор", которую Film Prestige успешно собирает, обогатилась незаурядной версией "Призрака оперы", снятой в 1943 году Артуром Любиным. Кино еще упивалось сравнительно недавно появившимся звуком и цветом, и акцент в картине сделан на музыке и пышности. Хотя будущий автор одноименного мюзикла Эндрю Ллойд Уэббер еще не появился на свет, но там все равно есть замечательные номера в исполнении главного тенора тогдашних экранов Нельсона Эдди ("Роз-Мари", "Капризная Мариэтта") - он даже поет несколько арий по-русски. "Оскар" за оформление и операторское мастерство.
"Гордость и предубеждение"
Стойкий интерес кинематографистов к роману Джейн Остин "Гордость и предубеждение" для меня загадка. Простенькая история о стайке щебечущих девиц из скучной английской глубинки, которые жаждут выйти замуж и нападают на заезжего мистера Дарси, по атмосфере напоминает историю Татьяны и Ольги Лариных, прозябающих "в глуши забытого селенья". В случае с Лариными выручает Пушкин, из простенькой истории вырастивший "энциклопедию русской жизни". Но Остин не Пушкин, а история сама по себе не захватывает. Ну, выскочит кто-нибудь за кого-нибудь, какая разница - все равно одного мистера Дарси на пятерых не хватит.
Тем не менее, снимаются все новые фильмы. Сюжет ухитрились перенести даже в Индию, сделав сентиментальную ленту с танцами живота - "Невеста и предрассудки". И вот в видеопрокате еще одна версия - в интерпретации режиссера Джо Райта с Кирой Найтли в роли прекрасной Элизабет.
Элизабет - самая удачливая из девиц. Она покрасивее будет, и с первого кадра видно, что ей все и выпадет. Но до финального поцелуя она битых два часа будет водить за нос и себя, и мистера Дарси, что и составит сюжет картины. Сам же Дарси (ирландский актер скромных достоинств Мэттью Макфэльен), по идее, воплощает идеал британского мужчины - загадочного, неприступного, холостого и обязательно богатого Чайльда Гарольда. Это утес, о подножье которого разбиваются все волны женских интриг, его надо завоевывать. Кроме того, в фильме есть игра на фортепьянах, томные взгляды и пробеги по пленэру. Почему Элизабет и Дарси не могут отдаться чувству, какая гордость и какие предубеждения им мешают, неведомо - эти духовные нежности остались за пределами XIX века, и очевидны только самой Джейн Остин. Но дамский роман тем и хорош, что интеллект или хотя бы логика в нем не предусмотрены. Здесь чистое чувство, и если даже его нет, его надо выдумать. Так что замечательным актерам в ролях второго плана - Брэнде Блетин, Дональду Сазерленду и Джуди Денч - здесь есть где разыграться.
"Мюнхен"
Новый фильм Стивена Спилберга был в числе претендентов на "Оскара" 2006 года, получив 5 номинаций, но проиграл конкурентам более удачливым, но не всегда более сильным. По социальной и политической актуальности эта картина стоит в том же ряду, что главный оскаровский лауреат "Столкновение", - она касается взрывоопасной материи межнациональных конфликтов. На этот раз - на материале нескончаемой войны между палестинскими экстремалами и израильскими спецслужбами. В основу взят трагический инцидент на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене, где террористы захватили в заложники и убили 11 израильских спортсменов. С этого почти документально воспроизведенного эпизода и начинается фильм, чтобы далее сосредоточиться на психологической подноготной "великого противостояния" и на событиях, которые последовали за Мюнхеном. Речь идет о разработанной "Моссадом" секретной "Операции гнева господня", цель которой было уничтожение каждого, кто подозревался в причастности к трагедии. Герой фильма Авнер должен отказаться от имени, личности и семьи во имя священной цели возмездия (его играет Эрик Бана из "Халка"). В команде таких же "террористов в законе" он последовательно "убирает" намеченные жертвы, взрывая попутно множество мирных и ни в чем не повинных людей по всему миру. Эта игра на нервах не может не сказаться на его психике: Авнер начинает понимать, что убийство как профессия приводит к распаду личности, а зло неизбежно порождает новое зло. В фильме можно заметить типичные для режиссера сбои вкуса и чрезмерную сентиментальность, но по части выстраивания напряженности и накаленной атмосферы Спилбергу мало равных. Впечатляет и мужество, позволившее ему стать "над схваткой", что вызвало в Израиле много нареканий. Так, один из героев картины произносит ключевую фразу, мигом уравнивающую его с фашистами: он готов "за каплю еврейской крови уничтожить множество палестинцев". Вывод фильма: рыльце в пушку у обеих сторон.
Распутник
Эта дебютная лента английского клипмейстера Лоуренса Данмора - манифест поколения, которое выбирает своими кумирами людей, живущих моментом и только для себя. Перед нами граф Рочестер, который подвизался при дворе Карла II (Джон Малкович) и в 1680 году умер от сифилиса в возрасте 33 лет. Была французская лента с тем же названием и тоже о бунтаре-поэте - Дидро, и там свобода духа и тела торжествовала моральную победу. Если взять эту ленту за тезис, то теперь перед нами "антитезис": весь фильм Данмора - картина человеческого распада как неизбежной расплаты за свободу. Режиссер следует стилистике "догмы": ручная камера, крупное зерно пленки, грязно-серая цветовая гамма, подчеркнуто неопрятные герои, неряшливость чувств, мыслей и диалогов - "чернуха" XVII века. Увы, пьеса Стивена Джефриса, шедшая на лондонской сцене, лишена мастерства и несет отпечаток графомании и литературщины. Джонни Депп в главной роли волшебным образом лишился своего фирменного обаяния и преуспел в создании образа отталкивающего - почти на физиологическом уровне выполнив обещание главного героя "не понравиться зрителям". Вероятно, поэтому, фильм на экранах мира почти не шел и успехом не пользовался. Многие критики считают, что Депп здесь сыграл свою лучшую роль - я этого мнения не разделяю.
Источник DVD для обзора - "Пурпурный легион на Новокузнецкой".