С именем Валерия Гергиева уже традиционно ассоциируются музыкальные события исторического значения, осуществление которых на подготовительном этапе кажется делом абсолютно невозможным. Сибирский тур, предельно спрессованный по времени (на каждый город - по одному дню), на бумаге выглядел чистейшей утопией и авантюрой. Вероятно, таким он казался и слушателям трех городов, до самого конца не веривших в то, что им покажут репертуарные новинки знаменитого театра, не делая скидок на "неискушенность" провинциальной публики, не подсовывая вторые составы и с самим Валерием Гергиевым за дирижерским пультом.
Мариинский театр, несмотря на очевидные организационные сложности и бешеный график с изматывающими каждодневными перелетами, свои обязательства выполнил сполна.
И слушатели (аншлаги при минимуме рекламы были в каждом городе) оценили это по достоинству. Стоит отметить еще и тот факт, что попасть на спектакли можно было за вполне умеренную плату. В среднем билеты стоили от 300 до 2 тыс. рублей, что никак нельзя назвать дорогостоящим удовольствием даже по меркам провинции.
Осуществить столь затратный проект - показать в регионах спектакли с огромным количеством декораций и костюмов - Валерия Гергиева побудили несколько причин. Во-первых, в Красноярск и Ханты-Мансийск мариинцы приехали уже второй раз за год. И вновь играть симфоническую программу только с оркестром дирижеру, по его собственным словам, не хотелось: ведь театр - это не только оркестр. Во-вторых, на сценах Красноярского и недавно открытого после реконструкции знаменитого Новосибирского оперных домов казалось логичным и правильным представить именно сценические работы всей труппы.
Красноярцам достался "Набукко" Верди в постановке Дмитрия Бертмана. "Я надеялся, что наш приезд в Красноярск привлечет внимание к проблемам театра, его техническому оснащению, - поделился с журналистами Валерий Гергиев. - Сейчас вся Россия делает какие-то усилия в этом направлении. Начали с Большого и Мариинского. Надеюсь, что эта волна докатится и до вас. А наш приезд сюда, с одной стороны, важен в плане того, что установится творческий обмен и контакт с музыкантами региона, а во-вторых, мы можем и должны помогать - хотя бы советом. Тогда, мне кажется, вам будет легче делать интересные спектакли".
Решенному в традициях большой исторической костюмной драмы мариинскому "Набукко" на скромной сцене Красноярского театра (всего 800 мест в зале) развернуться было непросто. По словам исполнительницы партии Абигайль Ирины Гордей, главным впечатлением во время действия было ощущение предельной сжатости: декорации буквально наезжали друг на друга, а на небольшой авансцене приходилось на ходу корректировать мизансцены и импровизировать. Впрочем, для зрителей подобные нюансы остались невидимыми: опера шла на едином дыхании с невероятным эмоциональным подъемом, кульминацией которого стала знаменитая хоровая молитва из второго действия. "Я даже подумывал, не повторить ли мне ее "на бис", так проникновенно она прозвучала и так замечательно была принята залом", - заявил Валерий Гергиев после представления.
Понравился спектакль и присутствовавшему в театре главе РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу, приехавшему в Сибирь для участия в совещании по строительству Богучанской ГЭС. "Такой колоссальный проект хотелось начать на высокой ноте, - объяснил г-н Чубайс. - А что может быть выше, чем то, что происходило здесь сегодня, с таким накалом ассирийских страстей?"
По контрасту с историческим сюжетом драмы молодого Верди для своего дебюта в Новосибирске Мариинка выбрала последнюю оперу композитора, свою февральскую премьеру - спектакль "Фальстаф" в постановке Кирилла Серебренникова. Валерий Гергиев не скрывал от журналистов, что освоение новосибирской сцены имеет особое значение для возглавляемого им коллектива: "Мы обязательно хотим к вам вернуться еще раз, и Мариинский театр обязательно пригласит вашу труппу в Санкт-Петербург. Когда мы отреставрируем Мариинский театр, у нас будет возможность установить творческий обмен и с Новосибирском. Этот театр - один из немногих в России - мог бы привозить большие спектакли. И мы можем показать здесь наши гигантские работы, такие, как "Война и мир". Условия для этого есть".
Отреставрированный НГАТОиБ в отличие от Красноярска действительно оказался подготовлен к напичканному техническими новинками, ультрасовременному "Фальстафу". Артисты не испытывали ни малейших сложностей на новой площадке. Разве что акустика огромного зала, напоминающего скорее стадион и рассчитанного на 1700 мест, оставляла желать лучшего. Блестящие актерские работы ведущих солистов Мариинского театра Виктора Черноморцева (Фальстаф) и Василия Герелло (Форд), живая и насыщенная юмором драматургия, органичное тому, что происходит на сцене, оркестровое решение - все это стало составляющими заслуженного успеха постановки у новосибирцев.
Завершились гастроли выступлением труппы в Ханты-Мансийске, где была показана концертно-сценическая версия "Набукко". Год назад оркестр под управлением Валерия Гергиева уже побывал здесь, приехав по приглашению губернатора Александра Филипенко. Тогда статус Ханты-Мансийска как новой культурной столицы Севера глава края был готов подтверждать и словами, и делами: Александр Филипенко заверил маэстро Гергиева, что собирается и впредь поддерживать завязавшиеся творческие отношения. И обещание сдержал. Не отказался от вторичного приезда и Мариинский театр. Хотя прошлогодний визит в этот город, когда нелетная погода чуть не сорвала концерт, запомнился многим музыкантам.
В этом году природа не подготовила сюрпризов, и коллектив прилетел в город вовремя. Правда, громоздкие декорации с нефтяными вышками сцена концертно-театрального центра "Югра-Классик" вместить не могла. Но солисты и хор облачились в сценические костюмы, световое решение было сохранено, а с помощью приехавшего в Ханты-Мансийск постановщика Дмитрия Бертмана труппе удалось показать если не полноценный спектакль, то, во всяком случае, создать впечатление динамичного театрального действа. Любителям классической музыки оркестр продемонстрировал безупречные - мариинские - стиль, вкус и мастерство. Впечатляли ансамблевые эпизоды медных духовых, особенно с учетом того, что один из солистов группы валторн играл со сломанным в поездке мизинцем левой руки.
Трехдневная "Мариинская Сибириада" стала самым масштабным и значимым, но не последним региональным проектом нынешнего Пасхального фестиваля. Впереди у Валерия Гергиева и его оркестра - вторая часть гастролей. 4 и 5 мая коллектив выступит в Краснодаре и Ростове-на-Дону.