04.05.2006 01:00
Общество

Николай Басков: С Беларусью у меня особые отношения

Текст:  Александр Щуплов
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (260)
Читать на сайте RG.RU

Его называют "Золотым голосом России". О нем пишут и спорят. Им восторгаются и его критикуют. Создаются фан-клубы в честь Николая Баскова. И встречают полными залами.

 

- Николай, вам доводилось выступать в Беларуси?

- С Беларусью у меня особые отношения. Неоднократно бывал в Минске и с концертами, и просто для души. У меня там есть фан-клуб, который к каждому моему приезду готовит мне сюрприз. Скоро вновь поеду туда с концертами.

- В каком жанре вы все-таки работаете? То в вашем репертуаре появляется "Мурка", то исполняете классическую арию Ленского...

- Чтобы оставаться интересным, надо всегда быть разным. Вот и стараюсь. Например, для клипа "Отпусти меня" я полностью сменил имидж. Поклонники, которые привыкли меня видеть во фраке с бабочкой, до сих пор принимают валидол, когда смотрят это видео, где я в джинсах и с недельной щетиной.

- Как вам удается совмещать эстраду и оперу? Ведь в этом - вы, кажется, на отечественной сцене единственный. За что одни вас хвалят, другие - порицают...

- Никто не может запретить артистам работать на стыке жанров того или иного искусства. Опера как канонический жанр оптимально сохраняет идеи и задумки композитора. Никто не рискнул еще переделать "Аиду" Верди или "Норму" Беллини. Исполняя классического композитора, находишься во власти тех художественных границ, которые он обозначил. Но та же опера как альма-матер породила много жанров в музыке. Жанр в музыке стал категорией условной. Да и вообще неважно, в каком жанре ты работаешь, важно - как ты это делаешь. Только история и зритель может рассудить, интересно ты работаешь или нет. Кстати, великий тенор Хосе Каррерас, у которого в Испании я занимался в мастерской, мне сказал:"Я начинал с классической музыки, а заканчиваю эстрадной. Ты можешь сделать наоборот - тебе это не повредит".

- С вашим именем связано возрождение определенного музыкального феномена: в прежние годы публика разделялась на "козловисток" и "лемешисток", поклонниц Магомаева и Кобзона, Пугачевой и Ротару... Разница разве что в том, что Баскову никого не противопоставляют, но споры о нем среди его коллег и публики не прекращаются по сей день...

- Мои критики обычно ссылаются на то, что было, судят о прошедшем, забывая о том, что в искусстве нередко по прошествии времени хвалили именно за то, за что раньше ругали. Любой художник смотрит вдаль и живет будущим, планами. Я живу творчеством и для меня главное в жизни - только творчество. Никто еще из профессиональных хулителей моего творчества не сказал, что у меня нет голоса - для этого нет никаких оснований. Нередко доводы критиков сводятся к моему возрасту. Я сам иногда не верю, что в свои 29 лет смог достичь такой высокой планки - спел с певицами очень высокого, мирового уровня - Любовью Казарновской, Ларисой Рудаковой, Монтсеррат Кабалье, Мариной Мещеряковой, которая поет в "Ла Скала" и "Метрополитен опера". Общение с моими партнерами и партнершами воодушевляет на новые проекты. Конечно, я несу часть вины за то, что мой послужной список в 29 лет ломает некоторые традиции и стереотипы нашей оперы. Но кто сказал, что художник не должен ломать стереотипы?! Как говорил Франко Дзефирелли, когда артист выходит на сцену, публика либо его принимает, либо нет. Главное, чтобы зал не остался равнодушным. Я выхожу на сцену словно в последний раз, но оставляю за собой право возвращаться на нее снова и снова.

- Говорят, вы брали у Кабалье уроки вокала. Каков результат?

- В числе ее учеников и собственная дочь, и Хосе Каррерас. Во время репетиций замечаний, советов, критики получаю в полной мере, но тем ценнее ее похвала! Зато после концертов Монтсеррат не делает замечаний. Она считает, что, если выступление уже состоялось, нечего о нем говорить, надо думать о будущем. Кабалье очень эмоциональна, импульсивна, может закричать, затопать ногами, даже из класса выгнать. Но на пользу дела!

- Кого вы считаете своим учителем в вокале?

- Однажды в консерватории на концерте классической музыки я услышал выступление Лилианы Сергеевны Шеховой. Ее голос меня буквально заворожил. Я подошел к ней и попросил прослушать меня. И она согласилась заниматься со мной, за что я ей безумно благодарен. Каждый день я слышал от нее слова: "Коля, ни на кого не обращай внимания. Придет время - люди будут слушать твое пение и плакать". Как и мои родители, Лилиана Сергеевна мирилась с моим фанатизмом - ведь я всю свою комнату обклеил фотографиями Марио Ланца, слушая Паваротти, засыпал с плеером в ушах, пил в огромных количествах сырые яйца...

- Одно время вы заявляли о своем намерении войти в труппу нижегородской оперы. Недавно стали солистом в театре Йошкар-Олы. Фигаро там, Фигаро тут?

- Дело в том, что контракт с Театром оперы и балета имени Пушкина в Нижнем Новгороде был заключен мною ровно на год. Все обязательства по нему я выполнил. И решил не продолжать. Пока молод, полон сил и энергии, хочется попробовать себя на разных сценах, расширить круг слушателей. Поэтому заключил контракт с Марийским театром оперы и балета им. Сапаева. Там я имею право сам выбирать партии, количество спектаклей, даты приездов-отъездов. А в остальном условия договора самые обычные. В том числе и зарплата. Получать буду по 16-му разряду единой тарифной сетки плюс два разряда за звание заслуженного артиста России и за мой 17-летний сценический стаж - выходит 3120 рублей в месяц. Это на 400 рублей больше, чем было в Нижнем Новгороде! Видите, расту!

- На Пасхальной неделе у вас родился сын. Наши поздравления! Рады наследнику?

- Я безгранично благодарен жене и Богу за такой подарок! Я даже отменил ближайшие выступления, чтобы побольше времени проводить с сынишкой и супругой.

Образ жизни Музыка