04.05.2006 03:45
Экономика

Россияне не возвращают 10-15 процентов кредитов

Каждый седьмой российский гражданин не спешит расплачиваться по взятым кредитам
Текст:  Олег Гладунов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4059)
Читать на сайте RG.RU

При этом официальный показатель "плохих" кредитов на март равнялся 2,1 процента от кредитного портфеля банков. Глава фонда Ирина Куновская, выступая вчера на заседании международного "круглого стола" по вопросам финансовой грамотности, назвала основной причиной невозвратов "безграмотность населения в пользовании банковскими услугами".

Как показывают исследования, только треть россиян сегодня имеют счет в банке, 63,5 процента не доверяют отечественным кредитным организациям - таковы результаты исследования Агентства по страхованию вкладов. Не лучше дело обстоит и со страхованием: 60 процентов граждан не уверены, что нынешние крупные страховые компании будут существовать через 20 лет. Наверное, поэтому доля страховых премий в ВВП России составляет всего лишь 2,8 процента. В странах Восточной Европы этот показатель равен 3,3 процента от ВВП, а Западной - 7,9 процента.

По мнению участников "круглого стола", о низком уровне финансовой грамотности населения говорят следующие показатели: только 20 процентов россиян хранят сбережения в банках, 7 процентов - пользуются пластиковыми картами, 4 процента - берут потребительские кредиты и лишь 0,1 процента - участвуют в ипотеке. Более 40 процентов россиян вообще не пользуются банковскими услугами, а те, кто пользуются, делают это неграмотно. Такие результаты тормозят развитие потребительского рынка и оказывают негативное влияние на всю российскую экономику.

Но есть и "другая сторона медали" - по словам директора одного из ипотечных агентств Александра Черняка, сегодняшний рынок банковских услуг в России - это "рынок продавца". Как правило, все договора кредитования, особенно в области ипотеки, заключаются в пользу банка. Институт ипотечного брокерства у нас только зарождается, а отсюда - отсутствие необходимого количества консультантов на рынке кредитования. Впрочем, и население "пока не знает", что необходимо обязательное присутствие консультанта при заключении договора с банком.

Именно неграмотностью, по мнению Александра Черняка, объясняется и повышенный интерес потенциальных заемщиков к размеру процентных ставок по кредитам: они не понимают, что даже двукратное уменьшение процентных ставок не перекроет опережающего роста цен на недвижимость. К тому же, зачастую, польстившись на пониженную ставку в первый год выплат, люди совсем не обращают внимания на то, что в договоре предусматривается индексирование этой ставки в последующие годы или привязка ее к какому-нибудь абсолютно непонятному показателю. В результате, решив свои сиюминутные проблемы с жильем, в будущем они не смогут оплачивать кредит и будут вынуждены продать квартиру для его досрочного погашения. Заколдованный круг.

Подводя итог, участники пришли к выводу, что повышение финансовой грамотности российского населения является сегодня первостепенной задачей, и начинать "банковский ликбез" нужно прямо со школьной скамьи. Кстати, присутствовавший на заседании президент Американской ассоциации финансовых услуг Ренди Ливли рассказал, что Америка в свое время тоже столкнулась с подобной проблемой, и теперь они начинают выращивать своих потребителей банковских услуг с детсадовского возраста.

Товары и цены Банки