04.05.2006 03:00
Экономика

Большинство самолетов стран СНГ должно быть списано в ближайшие 10 лет

Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4059)
Читать на сайте RG.RU

Почти 50 процентов от общего числа новых самолетов составят узкофюзеляжные машины вместимостью от 110 пассажиров и более. Примерно 36 процентов придется на самолеты, которые берут на борт сто пассажиров и меньше. Еще 9 процентов придется на "широкофюзеляжники" - примерно 130 лайнеров.

Эти цифры основаны на серьезном анализе современного гражданского воздушного парка России и ближнего зарубежья: практически все летающие сегодня самолеты должны быть списаны в ближайшие пять-десять лет.

В основном в авиакомпаниях СНГ можно увидеть наших "старичков" - от Ан-2 и Ан-24 до Як-42, Ту-154 и Ил-86. Они составляют до 90 процентов летающих машин. А вот современных отечественных образцов Ил-96 и Ту-204 у наших соседей нет ни у кого.

Но дело даже не в том, что авиационная техника, созданная еще в советские 60-70-е годы, устарела и вырабатывает свой ресурс. Главное - ни по экономичности, ни по экологии она не соответствует международным стандартам. Известно и другое: из-за "шумов" ни в одну приличную страну Европы не пускают уже Ту-134, Ил-62, Ил-86. За исключением тех самолетов, двигатели которых оснащены шумопоглощающими устройствами. Полеты "ревущих" машин еще как-то выдерживают Египет и Турция, но и те, скорее всего, в недалеком будущем зажгут для них красный свет.

Однако, как показывает последняя трагедия, все эти параметры отходят на задний план перед безопасностью в небе.

Чтобы удержаться на плаву, авиакомпаниям, как российским, так и ближнего зарубежья, ничего не остается, как делать ставку на западные лайнеры. Например, "Аэрофлот", который уже имеет 18 лайнеров семейства А-320, недавно объявил о намерении взять в финансовый лизинг еще семь самолетов A-321. По словам гендиректора авиакомпании Валерия Окулова, это будут новые самолеты, поставка которых ожидается в 2006-2007 годах. Более того, ведущий российский перевозчик планирует, что к 2010 году самолеты семейства A-320 станут базовым типом авиакомпании на маршрутах средней протяженности. И всего компания хотела бы иметь 35-45 таких самолетов.

Кстати, только в 2006 году планирует пополнить свой самолетный парк еще четырьмя А-320 и национальный перевозчик Казахстана авиакомпания "Aстана".

- Всего в России и странах СНГ эксплуатируются 33 самолета семейства А-320: сюда входят также А-318, А-319, А-320 и А-321, - рассказал корреспонденту "РГ" пресс-менеджер Московского представительства компании "Эрбас" Александр Бочаров. - Непосредственно самолеты А-320 летают в авиакомпаниях стран СНГ: "Армавиа" - 3, "Международные армянские авиалинии" - 1, "Украинские средиземноморские авиалинии" - 1, "Молдова" - 2, "Азербайджанские авиалинии" - 1, "Донбасаэро" - 2, "Астана" - 1. Кроме того, эксплуатируются еще 12 машин А-319 и 3 - А-321.

Вчера же компания "Эрбас" распространила заявление, в котором говорится:

"Потерпевший катастрофу самолет А-320 (регистрационный номером EK-32009) эксплуатировался авиакомпанией "Армавиа" с февраля 2004 года. За все время эксплуатации (с 1995 года) самолет выполнил около 14 400 полетов общей продолжительностью свыше 28 200 летных часов. Он был оснащен двигателями CFM56-5А фирмы "CFM Интернэшнл".

В соответствии с международными нормами "Эрбас" окажет всестороннюю техническую помощь российским авиационным властям, на которые возложена ответственность за расследование катастрофы. Группа специалистов "Эрбас", состоящая из шести человек, отправляется к месту происшествия".

Авиатранспорт