11.05.2006 03:00
Экономика

Игорный бизнес в Воронеже "цветет" вопреки запретам властей

Усилия властей по наведению порядка в игровом бизнесе пока тщетны
Текст:  Алина Габич (Воронеж)
Российская газета - Черноземье: №0 (4063)
Читать на сайте RG.RU

Замах на рубль…

Региональный закон "Об упорядочении размещения тотализаторов, игорных заведений и объектов игорного бизнеса", принятый Воронежской областной думой, формировался с двух заходов. В целом вступил в силу в январе этого года и регламентировал размещение объектов игорного бизнеса типа "ромашки" на улицах, а также игровых автоматов в павильонах, имеющих статус временных сооружений. Суть закона: ни на улице, ни в павильонах "одноруких бандитов" не должно быть в принципе и тем более – их нельзя размещать близ учреждений культуры, образования, а также в местах массового скопления людей. В марте же начали действовать поправки, согласно которым игровые заведения, расположенные в жилых домах, должны быть оттуда выселены.

Одним словом, цель закона – навести порядок в игровом бизнесе, который в последние годы развивался несколько стихийно. Надо сказать, что общественность восприняла законодательные нововведения с большим энтузиазмом, поскольку у горожан, что называется, накипело. "Ромашки", подобно сорнякам, заполнили весь город: в магазинах, на рынках и остановках общественного транспорта можно было видеть как люди (в том числе дети и старики), отнюдь не роскошно одетые, спускают в прожорливые автоматы горсти монет. Все это оставляло ощущение тотального лохотрона. Законодатели надеялись, что, удалив "ромашки" с улиц, удастся снизить интерес населения к разорительным забавам и лудомания в области пойдет на спад.

Не меньше проблем и с "цивилизованными" игорными заведениями, поскольку абсолютное их большинство располагается на первых этажах жилых домов, и они доставляют живущим здесь людям неудобства – в виде рычащего по ночам "автопарка" иномарок или сигаретного дыма в квартире из-за несовершенной вентиляции. К тому же, если изучить месторасположение игорных заведений, то становится понятно, что находятся они главным образом на месте бывших торговых точек. Так вот и получилось, что сегодня в центре города продовольственных магазинов – раз-два и обчелся, зато образовался такой концентрированный "лас-вегас", манящий разноцветной иллюминацией и обещающий миллионы.

…удар на копейку

Итак, депутатский корпус сделал, с точки зрения общественности, весьма полезное дело: законодательно ограничил присутствие игорного бизнеса на территории области. За воплощение закона в жизнь, как то и положено, взялись засучив рукава органы местного самоуправления. Когда в воронежской мэрии начали ревизию улично-"ромашкового" хозяйства, то выяснилось, что из 184-х объектов только 28 имеют ордера. Такой интересный расклад в сущности означает, что 156 объектов были установлены вообще без какого бы то ни было документального оформления, т.е. чтобы "зачистить" от них улицы, совсем не нужно было дожидаться выхода закона. Однако и с этими нелегалами "в квадрате" было совсем непросто бороться: оператор, запертый изнутри в железной будке, как мог, держал оборону. Общался с членами городской "антиавтоматной" комиссии, можно сказать, через замочную скважину, отказываясь давать какие-либо сведения о личности своего работодателя. На первом этапе помогли, как ни странно, сильные морозы: чтобы "выкурить" осажденного, "ромашку" отключали от электропитания, и замерзший оператор через час-другой выскакивал наружу. После нескольких таких операций объект, который его владелец не захотел убрать по собственной воле, просто-напросто демонтировали. Таким образом, к 1 марта число уличных игровых объектов уменьшилось до 64-х. Однако затем процесс пошел вспять: как следствие, сегодня в городе работает примерно 80 "ромашек", причем около 70-ти из них принадлежат одному предпринимателю. Вот и получается, что закон, от которого ждали пользы для всего города, обернулся прямой материальной выгодой для конкретных лиц – кстати, имеющих, по некоторым сведениям, крепкий тыл в городских же структурах (так что вопрос "кто и с кем борется?" можно отнести к разряду риторических).

Согласно же официальной версии, произошло вот что: хозяин тех самых 28-ми "ромашек", на установку которых имелись ордера, заявил, что документы, разрешающие ведение игрового бизнеса, и ордер на землю он получил до вступления в силу регионального закона – соответственно на него новые нормы не распространяются. Чтобы расставить все точки над "i", мэрия сделала запрос в областную думу – оттуда пришел ответ, смысл которого сводится к следующему: вновь принятый закон не имеет обратной силы. Иными словами, он не касается правоотношений, установленных до вступления его в силу. Таким образом, по словам сотрудников мэрии, выходит, что та "козырная карта", которую при наведении порядка в игровом бизнесе использовали органы местного самоуправления, оказалась бита.
Тем временем владелец 28-ми объектов обратился в арбитраж, намереваясь отстоять свое право на уличный бизнес. А пока суд да дело "посадил" в городе еще 38 "ромашек" – на том, опять же, основании, что заявки на них он подал в мэрию еще до принятия закона.

Другой предприниматель, имеющий две "ромашки", также нашел свой прием против лома или, вернее, против крана: изготовил такие игровые конструкции (с крылечком и козырьком), которые погрузочной технике не за что подцепить. Такое вот незатейливое, но действенное изобретение, которое тем не менее обеспечивает его автору стабильный ежедневный заработок.

С козырями

Аналогичная, т.е. малопонятная ситуация складывается и с павильонами, где обосновались "однорукие бандиты" (с начала марта число таких павильонов, кстати, тоже увеличилось – со 130 до 147). Если все они появились до вступления закона в силу, то получается, что и на них он тоже не распространяется? Как удалось выяснить, большинство павильонов все-таки попытаются закрыть – правда, не на основании закона, а опираясь на городское положение о временных сооружениях. "Статуса неприкосновенности" лишатся, прежде всего, те павильоны, хозяева которых самовольно изменили профиль. К примеру, разрешение давалось на открытие продуктового магазина или салона связи, но в какой-то момент во временном сооружении вдруг образовался игровой бизнес.

Что же касается выселения игровых заведений из жилых домов, то здесь, кажется, и вовсе ожидать нечего. Конечно, владельцы казино восприняли региональный закон в штыки: мол, мы получали лицензию на законных основаниях, у нас есть "зеленка" на занимаемое помещение, а значит, никто не вправе нас выселить. Готовы в случае надобности отстаивать свои права в суде.

Менеджер фирмы, на базе которой собирают "одноруких бандитов" и у которой с началом "автоматной" кампании резко упал объем продаж, заявил корреспонденту "РГ", что воронежское "игровое" бизнес-сообщество с нетерпением ждет федерального закона (принят в первом чтении Государственной Думой в конце марта), который установит единые правила игры на территории всей страны, и, мол, тогда предпринимателей наконец избавят от "местечковых" экспериментов, способных свести на нет этот вид бизнеса. Что, по мнению предпринимателя, бумерангом ударит по муниципальной казне, поскольку в соответствии с 131-м законом налог на игорный бизнес поступает в бюджет местного самоуправления.

С просьбой прокомментировать реализацию регионального закона "Об упорядочении размещения тотализаторов и игорных заведений и объектов игорного бизнеса" корреспондент "РГ" обратился к одному из его разработчиков – председателю думского комитета по предпринимательству Сергею Жукову: "Считаю, что закон нормальный. Если говорить о нашем разъяснении по поводу его применения, то речь здесь, скорее, идет об игорных заведениях, расположенных не во временных сооружениях, а в жилых домах. Хотя и тут при желании можно найти способы решения проблемы.  К примеру, в федеральном законодательстве есть норма, согласно которой размещение того же казино должно согласовываться с жителями дома, но я что-то не слышал, чтобы кто-то делал такое согласование. С "ромашками" и того проще: их владельцы нарушают не только региональный, но и множество других законов: не платят налоги, автоматы в большинстве случаев не имеют сертификата качества. В частности, автомат должен возвращать игрокам 75 процентов выигрышей, а на самом деле возвращает какие-то десятые доли процента – остальное идет в карман хозяину. По моему мнению, для того, чтобы навести порядок в этой сфере, законодательной базы достаточно – нужно желание и политическая воля как со стороны местных властей, так и со стороны федеральных служб. Я общался с коллегами из Краснодарского края, так там никаких "ромашек" в помине нет – их в свое время из региона вагонами вывозили, там даже цех по производству автоматов закрыли".

Тем временем

Президиум Верховного суда РФ рассмотрел жалобу белгородских предпринимателей, добивающихся отмены регионального закона о размещении объектов игорного бизнеса, и направил ее на новое слушание в областной суд. Напомним, что в числе прочего белгородский закон предусматривает переселение игровых заведений на городские окраины (аналогичные намерения, кстати, не раз высказывал воронежский мэр Борис Скрынников). Более того, за городом уже началось строительство развлекательного центра. В связи с последними событиями белгородские власти заявили, что не будут ничего предпринимать до решения областного суда и что если региональный закон об упорядочивании объектов игрового бизнеса и будет корректироваться, то только после принятия аналогичного федерального закона – тем более, что его нынешний проект также предусматривает ужесточение правил организации игрового бизнеса.

Бизнес Воронеж Центральная Россия