12.05.2006 04:55
Власть

Сергей Иванов: военный бюджет России не будет милитаристским

Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4065)
Читать на сайте RG.RU

Вчера, открывая первое заседание обновленной Военно-промышленной комиссии, министр обороны Сергей Иванов заверил, как и президент накануне, что "наступать на те же грабли, что и Советский Союз, страна больше не будет".

Собственно, подобное эмоциональное заявление невоенного вице-премьера было реакцией на замечания о том, что военный бюджет России может стать милитаристским.

Несмотря на все усилия ведомства Иванова в увеличении расходов на развитие Вооруженных сил и доведении их до уровня не менее 50% бюджета, ассигнованного на все Вооруженные силы, по словам министра, в ближайшие годы они не будут превышать 2,6-2,8 процента ВВП. Следовательно, сделал вывод вице-премьер: "Военный бюджет России не является и не будет милитаристским". Однако только при таком уровне расходов, уверен он, можно будет создать эффективную систему развития Вооруженных сил. По сути же, Иванов лишь расширил тот посыл, который накануне дал в Послании армии и обществу президент, заметив, что "говорить о конце гонки вооружений преждевременно". Но и это только начало. Укрепление безопасности страны, судя по всему, станет главным лейтмотивом уже сверстанного трехлетнего плана.

Видимо, поэтому и не стал дожидаться итогов заседания Военно-промышленной комиссии министр финансов Алексей Кудрин. Уж слишком много эмоций за последние дни удалось пережить главному финансисту. Решение о дополнительном финансировании сверх трехлетнего бюджетного плана ряда работ по линии минобороны и МВД комиссия приняла уже без него. По линии минобороны речь идет о финансировании участия Вооруженных сил в миротворческих операциях ООН, а по линии МВД - о работах по выполнению антитеррористических мероприятий на метрополитене.

Пока же, добившись от премьер-министра Михаила Фрадкова руководства комиссией, который упорно не хотел отдавать эту структуру, и, по сути, объединив весь военно-промышленный комплекс под единым руководством, Сергей Иванов продолжил ее комплектование. Помимо первого заместителя председателя ВПК в ранге министра Владислава Путилина, кандидатура которого была утверждена сразу же после образования новой структуры, в комиссии на постоянной основе будут работать еще пять человек. За подготовку и оформление решений станет отвечать руководитель аппарата комиссии Игорь Боровков, который стремительно сделал карьеру с должности директора департамента до заместителя руководителя аппарата правительства. До этого назначения у главы аппарата правительства Сергея Нарышкина, согласно административной реформе, было лишь два заместителя. Причем военные вопросы находились в ведении заместителя главы аппарата Дмитрия Рыжкова. Тем не менее Фрадков, еще совсем недавно сокращавший чиновников в Белом доме, одобрил введение и этой единицы. Более того, по словам Иванова, новый заместитель руководителя аппарата правительства займет одну из пяти "должностей гражданской службы на постоянной основе по служебному контракту", которые вводятся в ВПК при правительстве. Александр Гоев будет курировать в комиссии технику Сухопутных войск, Владимир Поспелов - флотскую тематику, Александр Бобрышев будет отвечать за авиационно-космические средства.

Да и на этом не остановился министр обороны. Он планомерно воплощает в жизнь собственные идеи, обещая, что к концу года появится единая система заказов вооружения и военной специальной техники. "Необходимо создать уполномоченное Федеральное гражданское агентство по контрактации всех Вооруженных сил, а не только минобороны", - заметил Иванов, явно не беря в расчет административную реформу.

На первом же заседании члены ВПК рассматривали итоги выполнения гособоронзаказа 2005 года, которыми, собственно, остались недовольны. "Средства, выделяемые на гособоронзаказ, стабильно растут. Поэтому проблема финансирования уходит на задний план. Зато остро встает вопрос об эффективности использования ассигнованных на оборону средств", - заметил Иванов. А с эффективностью использования средств, как выяснилось, в стране беда. Основные параметры гособоронзаказа прошлого года, как заметил Путилин, конечно же, были выполнены, однако уровень организации работы госзаказчиков с предприятиями оказался недостаточным. Часть принятых решений по повышению эффективности гособоронзаказа осталась неисполненной, госрегулирование цен закупаемой продукции признано недостаточным, помимо неритмичности финансирования выполненных работ со стороны минобороны. В результате не все средства, предусмотренные для выполнения гособоронзаказа-2005, были израсходованы. Часть из них была перечислена в доход федерального бюджета. "Впервые мы видим такую практику", - констатировал министр. Но, не растеряв оптимизма, предупредил оборонщиков, что "отныне расходование бюджетных средств будет жестко контролироваться".

Следующее заседание военно-промышленной комиссии, на котором будет рассмотрена государственная программа вооружений на 2007-2015 годы, состоится 2 июня. "Она должна стать программой перехода к оснащению войск вооружениями XXI века", - заметил Иванов, взяв на себя всю ответственность за выполнение этой задачи.

Госуправление Федеральный бюджет Русское оружие Минобороны