12.05.2006 03:00
Общество

Геннадий Онищенко: Не выродиться в пьяном угаре

Нужно направить усилия на "сбережение народа"
Текст:  Геннадий Онищенко (Главный государственный санитарный врач РФ, академик РАМН, эксперт "Российской газеты")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4065)
Читать на сайте RG.RU

В Послании президента Федеральному Собранию подчеркнуто, что главная для нас проблема - демографическая. Можно ли ее решить, не искоренив пьянства? Убежден, что нет! Почему российские мужчины перестали быть сильным полом? Почему так рано уходят они из жизни? Много хворают? Согласен. Но очень часто именно потому и хворают, что с ранних лет начинают пить. Какие уж они после этого отцы? Да и дадут ли жизнь здоровому ребенку? "Пьяное зачатие" - это большая беда. Не только медицинская - социальная.

На каждые 100 тысяч подростков младше 14 лет в среднем 17 алкоголиков. За этими цифрами такая трагедия, что с ней в одночасье никак не справиться. Особую роль в спаивании молодежи сыграло пиво, которое якобы не входит в разряд спиртных напитков. И выросло у нас поколение пивных алкоголиков, которым все, как они говорят, до лампочки, лишь бы выглядеть круто в обнимку с банкой пива.

Как и двадцать лет назад, в России пьют много и часто. По данным на март нынешнего года, в стране зарегистрировано (а сколько не зарегистрировано?!) 2 миллиона 369 тысяч алкоголиков. За шесть последних лет число таковых выросло на 15 процентов. Президент в своем Послании, говоря о необходимости изменения демографической ситуации, привел слова Александра Солженицына о "сбережении народа". А для этого России необходимо отрезвиться, выйти из пьяного угара. Это совершенно очевидно? Далеко не всем.

Да, на политическом уровне признана проблема алкоголизации общества. Но сама алкоголизация продолжается, приведенные цифры тому свидетельство. И информационный шум последних недель, осуждающий запрет ввоза в страну недоброкачественного спиртного, напоминает мне ситуацию, когда наиболее искренние слова: "Держите вора!" произносит тот, кто вытащил бумажник из кармана прохожего.

Но во всем надо искать пользу. Надеюсь, что недоброкачественные спиртные напитки, спиртосодержащие растворы, завозимые нам из двух соседних государств, уже никогда не вернутся в нашу страну. И если на чаше весов сопоставить вред, который приносят нам водка, ее суррогаты в виде спиртосодержащих жидкостей для бытовой химии, парфюмерии, с бушующими за окнами информационными страстями против каких-либо запретов, то, поверьте, вред перевесит. Правда, и это не останавливает тех, кто даже очевидную победу - ограничение продажи пива - сумел обернуть еще худшим для нашего общества злом. Имею в виду высоко профессиональную, не обремененную никакими моральными принципами рекламу того же пива на телеэкранах после 22 часов. Она психологически очень тонко продумана и буквально зомбирует молодежь на уровне подсознания, подкорки. Запрещена прямая реклама? Так есть же еще скрытая, и ею пользуются весьма умело.

Реклама цинично являет обществу пример того, что все его разумные усилия тщетны. Реклама просто кричит: все будет только так, как мы, рекламодатели, хотим. Более того, даже те институты государства, которые имеют отношение к проблеме алкоголизации - а это практически все органы госвласти, ведут себя по-разному: от сочувственного ничегонеделания до активного противостояния. Даже суды, являющиеся инстанциями, призванными до последней молекулы защищать интересы государства, занимают нередко тенденциозно ангажированную позицию. С этим мы постоянно сталкиваемся в Московской и Калужской областях. Находят даже тому оправдание: дескать, любой запрет, любое ограничение спиртного - удар по экономике. Экономика и мораль - вещи несовместные? Очень часто именно так: ради денег начисто забывают о морали. В будущее не заглядывают: о тех экономических потерях, которые несет общество из-за приверженности к спиртному, не думают вовсе. Лишь бы сегодня сорвать куш! А там...

В такой обстановке мы должны быть предельно прагматичны. И прагматизм наш в том, чтобы умно противостоять рекламодателям, ставящим во главу угла пиво, спиртные напитки, воспитывающим образ поведения молодого человека, для которого бутылка пива заменяет и образование, и работу, и определяется одним: это круто! Нужна социальная реклама: умная, тактичная, умеющая убедить, что круто заниматься спортом, уважать старших, получать образование, работать, воспитывать детей, содержать семью. И в этом, а не в банке пива - смысл жизни!

Недавно журналисты приняли хартию по борьбе с ксенофобией. Может, подобная хартия нужна и для противостояния спаиванию народа. Пивные путчи история уже проходила. Слава богу, не в нашей стране. Но ведь пьянство, ксенофобия имеют в своей основе единый корень, который порожден прежде всего среди молодежи. И если в девяностых годах прошлого столетия этому находилось оправдание - распад государства, отсутствие денег, то сегодня, когда у нас вроде бы нет острой проблемы с финансами, когда золотовалютные запасы превысили уровень 1913-го в транскрипции года советского периода, ситуация оказалась еще хуже. Сейчас у нас вроде бы все есть, но нет политической воли, нет нацеленности на достойный образ жизни.

Пиво, так называемые энергетические напитки - лишь пусковой механизм, расчищающий дорогу для главного и основного зла - водки и другого крепкого зелья. Они - главные виновники сверхсмертности россиян. Могут сказать, и мне часто говорят: сколько бы вы ни проповедовали, что водка зло, это не удержит россиян, молодежь особенно и, увы, все чаще женщин от общения с хмельным, пока оно так доступно, пока встречается на каждом шагу.

"По всей России против трезвости, против желания народа отрезветь идет борьба, организованная по определенному плану, плану продуманному". Эти слова сказал один из депутатов Госдумы в ...1911 году! Согласитесь, они не менее, а может, и более актуальны сейчас. Но вряд ли могут быть повторены нынешними депутатами.

Разве можно претендовать на цивилизованность, если каждый год 40 тысяч сограждан уходят из жизни от острых отравлений алкоголем. Не только недоброкачественным, а даже и самым лучшим, но употребленным в немереном количестве. "Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить", - писал в начале прошлого века академик Бехтерев. Ради жизни сегодняшней, ради того, чтобы у наших детей и внуков было будущее, необходим комплексный, на государственном уровне подход к проведению алкогольной политики. Потому как проблема алкоголизма - одна из самых актуальных. Иначе сгинем в пьяном угаре.

Демография Семья и дети