16.05.2006 05:00
Власть

Левитин: Не может же федеральный бюджет постоянно дотировать перевозки граждан

С 2007 года субъекты могут лишиться федеральной помощи транспортному комплексу
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4067)
Читать на сайте RG.RU

Вчера регионам с Краснопресненской набережной преподнесли сюрприз. Министр транспорта Игорь Левитин несколько раз, отвечая на просьбы об увеличении федеральной финансовой помощи региональному транспортному комплексу, повторил, что сокращение в этом году субвенций - это лишь начало. В текущем году регионы недосчитаются 4 миллиардов рублей федеральных денег, выделенных на выравнивание доступа к транспортным услугам. В центре считают, что период адаптации к реформе замены льгот деньгами близится к концу, соответственно, и источник финансирования в федеральном бюджете иссякает. В следующем году федеральный бюджет вполне может отказать регионам в подобной помощи. Однако региональные власти, отчитывающиеся о положении льготников и транспортной отрасли, словно не слышали замечания Левитина. И только руководство Хабаровского края встревожила информация министра транспорта.

- Мы надеялись на получение больших средств из бюджета, - робко заметил региональный чиновник. - При потребности в 128 миллионов рублей краю было выделено лишь 28 миллионов. Я впервые услышал, что в этом году средства урезаны по той причине, что заканчивается период адаптации, и то, что в следующем году их может и не быть вовсе.

- Не может же федеральный бюджет постоянно дотировать перевозки граждан, - отрезал министр транспорта.

На самом деле реформирование системы проезда на транспорте для льготников не во всех регионах проходит гладко. Как отметил Жуков, "наблюдается несколько тенденций". И все по большей части негативные. К примеру, с появлением федеральных субвенций происходит сокращение субсидирования расходов из региональных бюджетов. "Это не позволяет в полном объеме реализовать инвестиционные программы, связанные с обновлением пассажирского состава транспортных компаний", - заметил вице-премьер. По сути, целью реформы была не отмена бесплатного проезда, а его замена ежемесячными компенсационными выплатами для льготников. Эта замена натуральных льгот на транспорте коснулась 23 миллионов федеральных и региональных льготников. Однако около 8 миллионов человек сохранили льготы, а более 3 миллионов одновременно и пользуются льготами, и получают денежную компенсацию за проезд на транспорте. В текущем году натуральные льготы сохранили только семь регионов: Республика Ингушетия, Воронежская, Калининградская, Омская области, Москва, Эвенкийский и Агинский Бурятский автономные округа.

По итогам 2005 года доля средств федерального бюджета в общем объеме субсидий, предоставленных транспортным предприятиям, достигла 25 процентов. Одновременно доля региональных бюджетов в прошлом году по сравнению с 2004-м сократилась с 64 до 50 процентов. Видимо, поэтому Левитин и собрал вчера совещание, чтобы еще раз напомнить региональным властям, что теперь им надо планировать бюджет общественного транспорта, опираясь на собственные финансовые возможности.

Правда, прогнозы по-прежнему неутешительные. Казалось бы, в прошлом году выручка от оплаты проезда в регионах выросла более чем на треть, но, несмотря на серьезное увеличение сбора, транспортный комплекс остался убыточным. Как утверждают в минтрансе, размер убытков по отношению к эксплуатационным расходам сократился всего на 1 процент - до 7 процентов. Недостаточен и объем инвестиций. И даже если достигнутый уровень сохранится в течение ближайших пяти лет, это все равно не позволит нормализовать процесс обновления парка. Для этого, по расчетам транспортников, объем инвестиций должен быть увеличен как минимум еще вдвое. Впрочем, Левитин, дал собственный совет региональным властям: поскольку федеральный бюджет запланированные средства выделил, то теперь надо выстроить отношения с минфином.

Госуправление Общественный транспорт Минтранс