16.05.2006 03:30
Власть

Андраник Мигранян: оппозиция пытается разыграть этническую карту

Текст:  Андраник Мигранян (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4067)
Читать на сайте RG.RU

Этим силам сейчас трудно делать ставку на раскручивание социальных конфликтов в стране, так как на фоне 90-х годов социальные условия несоизмеримо улучшились и государство может удовлетворить основные потребности населения: растет благосостояние людей, регулярно выплачиваются зарплаты, пенсии. Поэтому оппозиция - как справа, так и слева - пытается разыграть этническую карту.

Использование национальных республик против центра уже привело к распаду Советского Союза. Но и сейчас антироссийские силы пытаются раскачивать ситуацию в регионах и республиках, разжигать межнациональную рознь, дестабилизировать ситуацию в стране и таким образом прийти к власти. Не случайно, например, что и внутри страны, и за рубежом постоянно поднимают проблему Чечни.

С другой стороны, в условиях, когда в России идет процесс обретения своей идентичности, ксенофобски ориентированные силы, используя лозунги о "национальной самобытности" и об "особом пути российского развития", антизападную, антилиберальную и антидемократическую риторику, пытаются не допустить интеграции новых контингентов разных этнических и конфессиональных групп в российскую единую политическую нацию, в культурную и языковую среду. Они используют конфликты на межнациональной почве для того, чтобы под лозунгами "Россия для русских" прорваться к власти. А это значит, что Россия в очередной раз может быть отброшена с пути модернизации и европеизации и будет прозябать на обочине современной цивилизации.

Межнациональные конфликты и трения - это универсальное явление в мире. В эпоху глобализации огромные массы населения перемещаются из одних регионов мира в другие. В значительной степени это связано с тем, что из стран третьего мира избыточное население пытается найти новые, более благоприятные условия для жизни и работы. Латиноамериканцы перемещаются в США, африканцы и азиаты перебираются как в США, так и Западную Европу. Поэтому эти страны все больше и больше превращаются в мультикультурные, мультиконфессиональные. Плавильный тигель, который некогда переплавлял всех мигрантов в США, по мнению самих американцев, перестал работать с 60-х годов. В условиях мультикультурности, конечно, нарастает опасность отчужденности между людьми, принадлежащими к разным этно-конфессиональным общностям.

При высокой культуре демократии имеются каналы для гармоничных горизонтальных отношений между этническими и конфессиональными группами. Но все это эффективно функционирует в условиях очень сильной государственной власти, которая не позволяет, чтобы те или иные этнические или конфессиональные группы пытались навязывать собственные порядки и ценности другим, и заставляет их подчиняться действующим в стране законам. Там, где государство проявляет слабость, возникают массовые беспорядки и вместо межнациональной и межкультурной гармонии, взаимодействия и согласия разгораются противоречия и конфликты, которые приводят к массовым беспорядкам, как, например, во Франции. Аналогичные процессы возможны в Германии и других странах Западной Европы с более высокой демократической политической культурой.

В этих условиях проблема адаптации новых этнических групп побуждает оппозиционные политические силы использовать в своих целях и интересах новые факторы российской действительности, тем более что властные структуры не занимаются воспитательной, просветительской, пропагандистской, информационной работой. Это приводит к тому, что в разных регионах страны нарастают напряжение и конфликты на этнокультурной и этноконфессиональной почве.

Сегодня для стран Запада стало нормой, когда властные институты принимают очень жесткие меры для того, чтобы не позволить росткам межнационального и межэтнического конфликта перерасти в конфликт цивилизаций. Если так поступают в цитаделях демократии, то тем более важно проявить твердость в условиях неокрепшей российской демократии.

Очень часто демократические страны сталкиваются с серьезным выбором: либо гарантировать своим гражданам и этническим группам право на жизнь, либо пойти на определенные ограничения прав и свобод и усиление элементов контроля над населением с целью добиться большей безопасности для жизни граждан. Мы все были свидетелями недавних скандалов в США, когда в нарушение законов по указанию президента осуществлялось прослушивание телефонных разговоров, велась слежка за вызывающими подозрение людьми, вскрывалась личная корреспонденция. И все это власти объясняли необходимостью контроля за потенциальными террористическими группировками и недопущения повторения ситуации 11 сентября. Подобного рода действия происходят и в других странах. Во Франции, например, для сохранения стабильности и обеспечения безопасности граждан власти были вынуждены прибегнуть к очень жестким мерам по отношению к мигрантам из африканских стран, которые исповедуют ислам.

Подобного рода процессы могут происходить и в России, а это создает серьезные препятствия для продолжения процесса демократического строительства государственных институтов, для безболезненной интеграции новых групп мигрантов в российскую этнокультурную и языковую среду. Это может также спровоцировать в национальных республиках и в больших мегаполисах насилие и столкновения межнационального и конфессионального характера.

В сегодняшних условиях ксенофобский и религиозный фактор остается последним инструментом в политической борьбе против действующей власти для подрыва процессов, ведущих к укреплению демократических институтов и приобщению российской действительности к западным ценностям. Вот почему государству следовало бы ужесточить меры по предотвращению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, усилить информационно-просветительскую, пропагандистскую составляющую государственной политики формирования российской политической нации, состоящей из представителей всех этнических групп, населяющих нашу страну. Необходимо выбить почву из-под ног политических сил, пытающихся вернуть ситуацию 90-х годов, когда государство находилось под пятой небольшой группы олигархов, равно как и не допустить, чтобы этнические конфликты создавали питательную почву для усиления влияния экстремистов, которые на этой волне могли бы прорваться к власти и окончательно загубить нашу страну.

В переходные периоды, особенно в странах, где не укоренены демократические институты и ценности, защита демократии становится делом политической элиты. Поэтому, на мой взгляд, определенные ограничения демократического участия и маргинализация особо радикальных политических сил является необходимым условием успешного развития процессов демократии, призванных в стратегическом плане реализовать те идеалы демократии, которые сегодня торжествуют в развитых странах и которые являются результатом нескольких столетий эволюционного развития.

Позиция