Как уже сообщала «Российская газета» в номере от 5 мая, проблему судоходства на Волге на долгие годы вперед могла бы решить низконапорная плотина, строительство которой губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев назвал одной из стратегических задач на ближайшие годы. Плотина, которую предполагается построить неподалеку от поселка Большое Козино, не только в полной мере восстановит судоходство, но и позволит строить северный обход Нижнего Новгорода. Глава региона сообщил, что Нижегородская область при формировании адресной инвестиционной программы на 2007 год предложит федерации схемы софинансирования (в том числе строительства плотины) в объеме до трех миллиардов рублей: «Мы не являемся просителями, мы выполняем свои обязательства по формированию федеральных адресных инвестиционных программ в полном объеме и просим выполнить свои обязательства федеральное правительство. К примеру, на 2005 год область подавала заявку на 5,4 миллиарда рублей, а получила всего 1,04 миллиарда. В 2007 году мы хотим получить средства в полном объеме. Депутаты Госдумы от Нижегородской области поддержали нашу позицию, они обеспечены нашим финансированием и прошедшей экспертизу проектно-сметной документацией».
Но решение о строительстве плотины пока не принято. К этому проекту имеет претензии министерство природных ресурсов России. В его заключении, в частности, сказано, что при возведении нового гидросооружения существует угроза затопления нижней части Нижнего Новгорода. Вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай этих опасений не разделяет, ведь плотина будет находиться возле Балахны, то есть довольно далеко от столицы Приволжья, так что наводнения не случится. По мнению вице-губернатора, не будет препятствовать плотина и нересту рыб, чего опасается Минприроды.
Тем временем одна из германских фирм уже проявила заинтересованность в вопросе строительства низконапорной плотины возле поселка Большое Козино. Потенциальные инвесторы во время переговоров с руководством Главного управления дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области сообщили, что заинтересовались регионом после заявления министра транспорта РФ Игоря Левитина о том, что строительство низконапорной плотины будет идти с привлечением частных инвестиций в виде частно-государственного партнерства, где федеральное участие рассматривается в размере 30 процентов от стоимости проекта. Немецкие партнеры готовы проинвестировать проект по оставшимся 70 процентам. Кроме того, германская фирма намерена принять непосредственное участие в процессе строительства, создав в Нижнем Новгороде совместное предприятие, где будут задействованы немецкие инженеры и оборудование. Подобный опыт работы в России они уже имеют — строят дороги и мосты в Самарской области. Встреча немецких строителей и нижегородских дорожников завершилась предложением подписать протокол о намерениях, а в дальнейшем дорожники планируют подготовить совещание с участием губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, посвященное строительству низконапорной плотины.
Также в целях развития транспортной инфраструктуры в Нижегородской области немецкие партнеры готовы оказать содействие губернатору Валерию Шанцеву в установлении деловых контактов в Евросоюзе. Ведь Нижний Новгород — это город, включенный в систему второго трансевропейского коридора, являющийся местом пересечения двух международных транспортных коридоров: «Север-Юг» и «Восток-Запад». Встреча губернатора Валерия Шанцева с вице-президентом Еврокомиссии по транспорту в Брюсселе запланирована на второе полугодие этого года.
Тема судоходства на Волге станет одной из главных на форуме «Великие реки», открывающемся в Нижнем Новгороде через неделю. Участники форума обсудят возможные варианты повышения уровня воды в Волге, среди которых кроме низконапорной плотины рассматривается возможность выведения Чебоксарской ГЭС на проектные мощности — вот в этом случае заречная часть Нижнего Новгорода будет серьезно подтоплена. С проблемами подъема грунтовых вод столкнется и Республика Марий Эл, о чем, кстати, «Российская газета» также подробно рассказывала.