Тегеран ведет сложный с большими ставками торг. К переговорному процессу подключились уже практически все возможные стороны. Причем каждой из них от Ирана что-нибудь нужно. А "выиграет" тот, кто сформулирует наиболее выгодные для "режима аятолл" предложения. К такому сценарию переговорного процесса стремятся и сами иранцы. И, похоже, пока сценаристы из них выходят неплохие.
Неплохо у Ирана получается и тянуть время. Переговоры продолжаются. В среду в Лондоне на уровне политдиректоров в очередной раз соберется "шестерка" посредников. Ожидается, что на этот раз Великобритания, Франция и Германия представят новый пакет предложений Ирану. Стало известно, что 9 мая в Нью-Йорке состоялся очень жесткий двухчасовой разговор между госсекретарем США Кондолизой Райс и главой российского МИДа Сергеем Лавровым.
В американской прессе несколько дней спустя громко объявили о ссоре первых дипломатов России и США. Источники в американской делегации сообщили о нулевом результате этих переговоров. Российская же сторона уверена: результат был вполне реальным - стороны договорились дать возможность европейским посредникам подготовить новые "положительные" предложения для Тегерана.
Европейцы должны испечь для Ирана вкусных "пряников" - так в шутливой форме объяснил "РГ" происходящее источник, близкий к российским дипломатическим кругам.
Известно, что на встречу в Лондоне американцы также привезут новые предложения по проекту резолюции Совбеза ООН о введении санкций против Ирана. Тем временем госсекретарь США Кондолиза Райс дала понять: Белый дом параллельно ведет переговоры с "другими государствами" о введении финансовых и иных санкций против Ирана вне рамок Совета Безопасности.
Тем временем в понедельник о кризисе вокруг иранской ядерной программы говорил в ходе своего визита в США новый премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт. В интервью американским журналистам он сообщил новые данные израильской разведки: от технологического порога, за которым становится неизбежным создание ядерного оружия, Иран отделяют уже не годы, а считанные месяцы.
Москва, впрочем, как и Пекин, продолжает верить, что в конечном итоге Тегеран выполнит требования МАГАТЭ. Как стало известно "РГ", иранцы часами регулярно беседуют по телефону с российскими и китайскими дипломатами и политиками, давая понять, что готовы пойти на серьезные компромиссы. Правда, дальше слов дело пока не сдвинулось.
Что же касается посредничества арабских монархов Персидского залива при разрешении иранского кризиса, то оно вряд ли окажется успешным. Монархические режимы Персидского залива боятся роста влияния Ирана, который не скрывает своих геостратегических амбиций. Тегеран стремится стать "супердержавой" в регионе.
Такого развития событий соседи Ирана стремятся избежать, поскольку это грозит положить конец стабильности в их собственных странах. Причем скрытый конфликт между Ираном и монархиями Залива носит как религиозный (в Иране преобладают шииты, в то время как в монархиях - сунниты), так и общественно-политический характер (монархический строй против иранской демократии). Поэтому рассчитывать на успешное посредничество со стороны соседей "режиму аятолл" вряд ли стоит.