А едем мы на "ролевуху" - масштабную квази-театральную постановку, основанную на импровизации участников и поразительном энтузиазме организаторов - Мастерской группы "Феникс". "Сцена" - огромная территория хотьковского полигона с лесами, оврагами, речками и полянами, разделенная на "Русь", "Европу" и "Восток". Которые, в свою очередь, дробятся на "города", "хутора" и "царства". Участники - персонажи многочисленных сказок и эпических преданий. От легендарного английского рыцаря Ланселота и восточного Синдбада-морехода до Змея-Горыныча и Ильи Муромца.
Четкого и обязательного сценария нет. Хочешь - ищи яйцо со "смертью Кощеевой", хочешь - осаждай города с группой средневековых налетчиков, хочешь - зарабатывай игровые "деньги" с гитарой в руках. Словом, здесь найти себя может каждый: воин, купец, музыкант, просто фанат жанра "фэнтези". Количество заявок, поданных на участие в "Сказках", по словам организаторов, превысило цифру "800". А это о чем-то да говорит.
Открытые "ролевки" пришли в Россию с запада сравнительно недавно. Первая была проведена летом 1990 года. С тех пор ролевые игры проходят в России с завидной регулярностью. Энтузиасты осваивают вселенные многих авторов-фантастов. От легендарного Джона Рональда Руэла Толкиена до современных писателей.
Основной принцип всех "ролевок": "Играй и дай поиграть другим".
- На игру поедем "татями лесными", разбойниками то бишь, - за неделю до выезда сказал мне Дима Ефимов, "ролевик" с семилетним стажем, сюжетный режиссер с известного телеканала. - Роль у нас - грабить и брать пленных, в общем, хулиганить не по-детски. "Банда" собралась что надо. Человек пятнадцать. Весь полигон на уши поставим.
Полтора часа на электричке, час ходьбы до полигона, минут двадцать на поиск нашей разбойничьей вотчины - Лукоморья, "что близ великого Новгорода", и мы на месте.
Натягиваю черные шаровары, длинную, до колен, белую рубашку, перетягиваю ее на поясе армейским ремнем. Рядом Дима, пыхтя, влезает в тяжеленный "стегач" - толстый "халат" из категории "легкий доспех. Атаман шайки Форве (в миру профессиональный пожарный Алексей) расчехляет здоровенную саблю. Платим игровой взнос в триста рублей, "прочиповываем" у "мастеров" оружие - наклеиваем на наши текстолитовые клинки по две наклейки с лаконичными "Предмет в игре" и "Оружие допущено". Получаем игровые "паспорта"...
- Голову не подставляй, кому говорят, - ругает меня Дмитрий. Потирая ушибленный лоб, снова принимаю фехтовальную стойку. В боях на "ролевухе" нельзя бить в пах, шею и голову, однако здесь я сам виноват - слишком подался вперед в надежде зацепить противника.
Тренируемся уже час. На предплечьях и ногах буйным цветом распускаются синяки. А Дима стоит довольный, улыбается. Дункан Мак-Лауд, ей-богу. Спрашиваю, где он так ловко фехтовать научился.
- В детстве, когда впервые посмотрел "Три мушкетера". Классе в девятом узнал, что в лесочке рядом с моим домом по выходным тренируются ребята из фехтовального клуба. Пришел туда с друзьями, попросил, чтобы научили. С тех пор для меня историческое фехтование - и спорт, и отдых, и разгрузка от "бытовухи".
Воспоминания о прошлом и размышления о нынешнем прерывает московский менеджер Ваня:
- А не пойти ли уже кого-нибудь ограбить? - деловито интересуется он.
- Рано еще, - сурово отвечает атаман-пожарник. - Как стемнеет, будем брать.
Рядом у костра греются две девушки в черных одеждах, с бутафорскими рожками и тряпичными хвостами - "чертовки" Марина и Алена. Атаманша Маша правит клинок сабли, свирепый разбойник по кличке Мэйский несет из чащи охапку дров. "Тролль" Коля, здоровенный парень лет двадцати в парике зеленых волос и с внушающей дубиной в руке, прихлебывает чаек.
- Почему на игру поехал? - переспрашивает меня Николай. - Очень люблю лес. И персонажа себе взял самого что ни на есть лесного. Боевая часть меня не особо привлекает. А вот отыгрыш роли - это для меня. Я в университетском театре играю.
Кто-то оттачивает на "ролевке" актерское мастерство, кто-то боевое, а "киевлянин" Серега, аспирант истфака МГУ, ищет на игре материал для научной работы.
- Вот, пишу сейчас большой материал про древнерусский быт и нравы, - делится со мной улыбчивый историк-натуралист. - Игра - это же не просто беготня по лесу, драки на текстолите и всеобщее веселье. Многие очень вдумчиво подбирают себе снаряжение, оружие, одежду. Зачастую долго копаются в книгах, чтобы узнать, например, какой рисунок на щите был у такого-то воина. И старательно его воспроизводят на своей "снаряге". Люди действительно пытаются стать своим героем, имитируют, скажем, старославянскую речь, лексикон, одежду и так далее. Я глубоко убежден, что "ролевуха" - не просто подростковая блажь, но этакий "урок истории с глубоким погружением". Без хорошего знания истории своей страны, да и всего мира человеку жить нельзя. Без прошлого нет и не может быть будущего.
Да уж точно не подростковая блажь! Несколькими часами раньше обратил внимание на кавалькаду недешевых таких джипов у входа на полигон. Древность, мифология, "реконструкция" истории привлекает людей всех возрастов.
В раздумьях не замечаю, как на небе зажигаются первые звезды.
Пора на дело. Складываем под деревом оружие, сбрасываем доспехи, берем ножи, естественно, игровые. Под розенбаумовский "Гоп-стоп" выходим из Лукоморья на большую дорогу.
Опа! По дороге, насвистывая Марсельезу, спешит гонец, судя по одежде, с "Востока". Дима неслышной тенью подкрадывается к нему сзади и со словами "Ты оглушен" аккуратно тюкает рукояткой ножа по затылку. Парнишка задирает нос: "Да я из Дамаска! Завтра к вам отряд латников в гости наведается". Тут появляемся мы. Против лома нет приема. Ваня предлагает старый как мир выбор: "Кошелек или жизнь". Парень, недовольно буркнув что-то себе под нос, достает из сумки несколько картонных кругляшков игровых денег и вручает их атаману. Отпускаем жертву. Бедолага, понуро спотыкаясь и бормоча себе под нос что-то явно неласковое, удаляется в ночь.
- Так и живем, - философски констатирует Двалин.
Наутро окрестности нашего лагеря оглашает мощный взрыв разбойничьей ругани. Банда в полном составе склонилась над кучей оружия, сложенного накануне под деревом. Оказывается, ночью "диверсанты" срезали со всех наших мечей и сабель "чипы" - те самые наклейки, разрешающие использование данного клинка. То есть по правилам игры у нас просто-напросто сперли все оружие!
Довольно скоро стало ясно, что это коварный акт мести за вчерашнего гонца. Ваня с Гришей сгребают в охапку обесчещенное оружие и несут к кузнецу, на "перечиповку".
На огромной поляне в центре Полигона тем временем начинается турнир. Участники бьются в трех дисциплинах: "нож", "меч" и "щит-меч". Два рыцаря дубасят друг друга под одобрительные выкрики из толпы. Рядом разбойник Ваня кружит с саблей вокруг одетого в красное киевлянина. В кругу зрителей наш лучший "ножевой" боец по кличке Негр ловко подныривает под выпад противника и молниеносно наносит ему удар в грудь. Мы ликуем.
Бои продолжались часа три. "Тати лесные" получили аж два "золота". Непобедимый Негр сразил всех в дисциплинах "нож". В категории "щит-меч" тати лесные также оказались вне конкуренции - организатор турнира киевский князь Владимир Красное Солнышко из опасения полной победы ролевого "криминального элемента" свернул соревнования. В приподнятом настроении возвращаемся в лагерь, где бурно отмечаем победы нашего бойца.
Уже под утро я отправляюсь в путешествие - стрельнуть сигаретку. Перебираюсь через небольшой ручей, иду на огонь костра. "О, живой пришел!" - радостно восклицает парень, закутанный в черное с белым как мел лицом. Меня тут же обступают. Внезапно понимаю, что забрел в лагерь нежити. Пытаюсь выхватить из рукава кинжал, но "мертвяк", стоявший сзади, тут же впивается холодными как сама смерть пальцами мне в запястье. Другой кладет руку на плечо и замогильным голосом сообщает: "Я украл твою душу".
Подходит "мастер", просит передать ему игровой паспорт. Подчиняюсь. Он размашисто пишет на обратной стороне: "Душа у мастера N13" и ставит печать: "Поздравляю, теперь если тебя "убьют", по правилам ты должен будешь присоединиться к нежити".
Печальная перспектива. Зато я выменял за свою душу полдюжины сигарет.
P.S. "Сказки-2006" запомнились не отбитыми руками-ногами и не усталостью. А общением с удивительными людьми, которые населяют, оказывается, нашу суетливую и неприветливую столицу. Молодые и пожилые, на электричках и джипах, историки и пожарные. В следующий раз, если возьмут, обязательно поеду с ними - скучно жить без души.