29.05.2006 01:01
Культура

Гастроли "Коляда-Театра" в "Современнике" начнутся с "Нежности"

Сегодня в "Современнике" начинаются гастроли "Коляда-Театра" в Москве
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4078)
Читать на сайте RG.RU

 

Российская газета | Эти гастроли в Москве состоялись благодаря... или, может быть, вопреки?

Николай Коляда | Эти гастроли состоятся благодаря моим актерам и всему коллективу театра. Жан Вилар сказал: "В театре коллектив единомышленников может заменить гениальность". Мне как руководителю маленького частного театра очень повезло, что у меня работает такой гениальный коллектив единомышленников.

В прошлом году на фестивале "Реальный театр" мы с огромным успехом сыграли спектакль "Ревизор", который смотрели сразу четыре эксперта "Золотой маски". Нас уверили, что мы на эту самую "Маску" поедем - сто процентов. Но потом состоялось заседание экспертного жюри "Маски", на котором было сказано о нашем спектакле: "В Москве это не покатит". Меня это разозлило до смерти. Потому что это обидно не только для меня, но и для Екатеринбурга: мол, в этой дыре все съедят, а вот у нас в Москве... Как будто я не знаю, что в московских театрах идет и какого это уровня - зачастую ниже плинтуса. Тогда мы решили, что будем экономить деньги, будем получать маленькую зарплату, но поедем на гастроли в Москву и повезем в Москву сразу несколько спектаклей.

РГ | Из репертуара отобрано шесть названий. Сколько времени у вас отняли муки выбора?

Коляда | Мы привозим наши последние работы: "Землемер" мы играем всего лишь месяц, да и остальным спектаклям не более года. Исключение - "Клаустрофобия". Этому спектаклю по пьесе хабаровчанина Константина Костенко уже четыре года. Мы его в театре очень любим: возили на фестиваль в Польшу, на "Новую драму" в Петербург, а осенью повезем на театральный фестиваль в Дюссельдорф.

РГ | Вес декораций исчисляется тоннами, килограммами или же частично списком предметов, которые необходимо найти в театральном реквизите принимающей стороны?

Коляда | Все декорации и костюмы мы везем на грузовой машине. Наш театр очень беден на костюмы и декорацию, на сцене практически ничего не будет, главное у нас в спектаклях - артист. У принимающей стороны что-нибудь, наверное, попросим, чтобы заполнить сцену. Дело в том, что наш зальчик рассчитан на 50 мест, а мы будем играть в залах на 130-140 мест. Очень волнуемся, как мы "встанем" на эти сцены.

У меня в театре работают два гениальных артиста: Олег Ягодин и Ирина Ермолова - москвичи наверняка помнят их в спектакле "Ромео и Джульетта", который мы привозили несколько лет назад в Москву на "Золотую маску". Да у меня все в театре замечательные актеры, один другого лучше: Сергей Федоров, Сергей Колесов, Тамара Зимина, Наталья Гаранина, Геннадий Ильин, Евгений Чистяков, Василина Маковцева, Сергей Ровин, Александр Сысоев и многие другие. Кстати, нас приезжает 25 человек, причем мы берем с собой только одного монтировщика декораций и не берем с собой костюмера: актеры все будут делать сами, мы так договорились. Все, конечно же, из финансовых соображений - экономим. Нам никто не помог ни копейкой: ни наше министерство культуры Свердловской области, ни спонсоры. Я просил. Не дали.

РГ | Сколько стоят билеты на ваши спектакли в Екатеринбурге, и сколько получают актеры? В каком здании сейчас живет ваш театр?

Коляда | В репертуаре театра за два года появилось 15 спектаклей - десять для взрослой публики и 5 для детей. Мы должны играть до 50 спектаклей в месяц, чтобы выжить. Стоимость билетов на детский спектакль - 80 рублей, на взрослый - от 120 до 200 рублей. Мы живем сейчас в подвале краеведческого музея - он сырой и маленький. Кроме того, нас оттуда выгоняют. 31 мая состоится очередной суд, на котором будет решено - убираться нам оттуда или оставаться. Суды продолжаются вот уже полтора года. Может быть и такое, что мы приедем и, как говорится, "поцелуем пробой" - то есть дома своего у нас не будет. Я написал очередное, сто сороковое, наверное, письмо губернатору Росселю с просьбой о защите. Насколько я знаю, он написал на моем слезном письме резолюцию: "Разобраться. Коляда у нас один". Посмотрим.

РГ | "Театр в бойлерной", "Колядоскоп-театр" - очень манкие названия. Что за ними скрывается?

Коляда | "Театр в бойлерной" существует вот уже полтора года. За это время в рамках этого проекта мы представили более 50 пьес молодых уральских драматургов. Вообще-то эта бойлерная - грязная, разрушенная, страшноватенькая комнатка, в которой могут поместиться 30 человек. Но обычно сидят и стоят на презентациях человек 50-60. Презентации мы начинаем в 21.30 каждую пятницу, и заканчиваются они часов в 12 ночи. Для моих учеников такой показ новой пьесы - огромная учеба, для актеров, которые очень любят этот проект и рвутся в нем участвовать, это - возможность сыграть в течение сезона не одну и не две, а десяток ролей. Кстати, актерам работа в этом "Театре в бойлерной" не оплачивается - таков закон внутри театра. А "Колядоскоп-Театр" - маленькая будочка, которая стоит у театра. В ней сидят актеры с куклами и разыгрывают для прохожих, желающих посмотреть в дырочку, маленькие мини-спектакли. Каждый, кто в дырочку заглядывает, получает звездочку из фольги и наказ: "Положи на ночь звездочку под подушку и загадай желание, оно исполнится!" Взрослым это нравится даже больше, чем детям. Я сам сидел в будке этой с куклой - очень весело.

РГ | Почти за пятилетнюю историю существования "Коляда-Театра" сколько раз вам приходило в голову бросить все и уехать наконец в Москву навсегда. Ведь здесь вы один из самых популярных драматургов. А в Екатеринбурге вы чувствуете себя живым классиком?

Коляда | Никуда я отсюда не уеду и не хочу уезжать. Мне тут хоть и трудно, но хорошо. Тут меня все знают: как в большой деревне, на улице все здороваются. И, я думаю, люди понимают, что я - "местный", свой, что-то пытаюсь сделать хорошее для всех.

Я не классик. Я - маленькая рабочая лошадка, или, как у нас говорят на Урале, - "работяжка". Я всю жизнь работаю, что-то делаю и мне некогда думать что-то о себе, да и незачем - иначе можно с ума сойти. "Делай, что считаешь, по совести и не жди награды" - так, кажется, сказал кто-то из великих.

РГ | Вы себя в каком контексте увереннее ощущаете - в столичном, в уральском, в домашнем, в режиссерском, в педагогическом?

Коляда | Я семь лет работаю в качестве главного редактора журнала "Урал", 14 лет преподаю в театральном институте на курсе "Литературное творчество". Моих учеников знают: Олег Богаев, Василий Сигарев, Александр Архипов, Анна Богачева... Мне нравится ставить спектакли, нравится придумывать новые проекты в театре, чтобы привлечь зрителей, увлечь актеров. Нравится писать пьесы. Я занимаюсь только тем в жизни, что мне нравится, что мне интересно. И в каком я контексте живу - некогда думать.

РГ | Ваши герои в каких-нибудь страшных снах ругались на вас, просили автора сделать их чуточку счастливее? Или вы с ними всегда дружили?

Коляда | Мои герои - это люди, которые ходят по улицам. Которые хотят счастья и просят его у судьбы и никак почему-то не могут получить его. Мои герои - это моя мама, папа, сестра, братья, мои соседи, мои актеры. Я простой человек, обычный, маленький, я никого не могу сделать счастливее, как бы я ни старался. Я люблю и жалею всех, про кого пишу пьесы и ставлю спектакли. А иначе незачем работать в театре...

Театр