Прежде всего я имею в виду то, что до сего дня включает понятие "лицензионный контроль". Что бы там ни говорили, а это действующий инструмент обеспечения безопасности и качества. Так, только за 2005 год при выданных Росстроем 74 тысячах лицензий было проведено 43 тысячи проверок соблюдения лицензионных требований и условий, по результатам которых меры воздействия были применены к 13 тысячам лицензиантов. В том числе было приостановлено или аннулировано 4100 лицензий. Уже в этом году число приостановленных лицензий составило около 1700.
Во-вторых, в законодательстве о лицензировании и нормативно-правовых документах правительства, принятых в его развитие, содержатся довольно жесткие требования к квалификации субъектов предпринимательства. Она должна соответствовать современным стандартам, позволяющим обеспечивать необходимый уровень качества и безопасности. Последнее особенно важно в условиях резкого увеличения объемов жилищного строительства, возведения технологически сложных объектов (в том числе высотных зданий и объектов с массовым пребыванием людей). Кроме того, раз в пять лет предусмотрено обязательное повышение квалификации, которое осуществляется по специально разработанным программам, соответствующим профилю выполняемых лицензиантами проектных, строительных и изыскательских работ, в ведущих государственных вузах страны. И требование это выполняется. В Санкт-Петербурге, например, в 2005 году повысили квалификацию около 5000 специалистов-строителей.
Наконец, лицензирующие местные органы осуществляют оперативный обмен информацией с контрольными, правоохранительными и налоговыми органами для предупреждения правонарушений в строительной отрасли, а также при расследовании экономических преступлений и выяснении причин аварий. Что сегодня тем более актуально, поскольку на строительный рынок привлекается огромный контингент иногородней и иностранной дешевой рабочей силы.
Итак, через семь месяцев нам предлагается заменить эту отработанную, хотя и не идеальную систему на контроль самих саморегулируемых организаций. Но готово ли все к тому? Закон о саморегулируемых организациях прошел лишь второе чтение в Госдуме и требует дальнейшей детальной правовой экспертизы, рассмотрения в третьем чтении и введения в действие в установленном порядке. Нужно продумать также механизм его практической реализации в строительной отрасли. А это все, как показывает опыт, дело длительное (к закону о долевом строительстве необходимой нормативной базы нет уже год).
Технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к строительству и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", не то что не приняты, но даже не разработаны. Это касается и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, критерии оценки которых отражены в постановлении правительства от 1 февраля этого года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".
Градостроительный кодекс Российской Федерации не дополнен следующими нормами:
- о минимальных квалификационных требованиях, предъявляемых к лицам, ответственным за строительство, архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания;
- об обязательном членстве в саморегулируемых организациях и о формировании компенсационных фондов этих организаций;
- об обязательном страховании имущественной ответственности и строительных рисков.
Не разработан также ряд важнейших нормативных документов в сфере контроля и экспертизы в строительной отрасли как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.
Короче, сделать еще предстоит немало. К сроку явно не успеть. Поэтому, чтобы не дергать попусту участников рынка и обеспечить плавный переход к саморегулированию, на мой взгляд, необходимо уже сейчас внести в Госдуму поправку в подпункт "б" пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ с тем, чтобы отсрочить прекращение лицензирования в строительной отрасли до вступления в силу технических регламентов, введения нормативной базы в области контроля в строительной отрасли и страхования.