На их защиту встал известный юрист Кари Сильвеннойен. На страницах крупнейшей в Финляндии газеты "Хельсингин саномат" он призвал переселенцев из Карелии или их наследников отыскать у себя документы на недвижимость и земельные участки, расположенные на приграничных с Россией территориях, чтобы начать процесс реституции.
Сначала юрист рекомендует своим клиентам обращаться по этому вопросу в правительство России, а затем, когда последует отказ, в Европейский суд по правам человека.
"Для успешного судебного разбирательства мне достаточно набрать группу из десяти человек, а за свои услуги я возьму формальную плату в несколько сотен евро. Я хочу заняться этим не ради заработка, а чтобы восстановить справедливость", - заявил Сильвеннойен. По мнению юриста, у его клиентов есть все шансы на победу.
"Россия, как обычно, будет ссылаться на Парижский договор 1947 года, по которому Финляндия признала территориальные уступки Москве. Но этот договор подписали два государства. Мои же клиенты предъявят частные претензии. В годы Советского Союза частная собственность такого рода не признавалась в принципе. В сегодняшней России правовая база изменилась, и потому получается, что государство нарушает собственные законы, препятствуя настоящим владельцам вступить в свои права", - пояснил он.
Несколько десятков бывших переселенцев и их родственников уже откликнулись на этот призыв. Однако, как стало известно "РГ", финские власти не намерены каким-либо образом поддерживать желание своих сограждан вернуть свою собственность.
"Это частный вопрос. За ним финское государство не стоит",- заявил корреспонденту "РГ" начальник отдела МИД Финляндии по вопросам России Олли Перхеентупа.
"Финнам, которые владели землей на утраченных территориях, государство выплатило компенсации. Вряд ли они теперь cмогут еще раз получить возмещение ущерба откуда-либо",- пояснил Перхеентупа.
"Идея юриста Сильвеннойена заключается не в том, чтобы вернуть Карелию Финляндии. Она касается вопроса возвращения финским переселенцам их собственности на приграничных территориях. Речь в данном случае не идет о переносе установленных границ", - заявил дипломат. Он считает, что референдума о возврате Карелии в Финляндии проводиться не будет.
"Только парламент Финляндии может принимать решение о проведении референдума. Я очень хорошо знаю наших депутатов. Среди них нет ни одного человека, который бы потребовал принять подобное решение. Финляндия подписала с Советским Союзом мирный договор, согласно которому часть финских территорий перешла СССР. Мы одобрили этот договор и не хотим его расторгать", - заключил Перхеентупа.
Кроме того, опросы общественного мнения, которые регулярно проводят организации бывших беженцев из Карелии, показывают, что более половины финнов не поддерживают идею изменения государственных границ.
Однако в Москве призыв финского юриста немедленно начать процесс реституции восприняли всерьез. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил "РГ", что публикация финского юриста уже изучается правительственными правоведами и экспертами.
"Пока можно сказать, что намерения финского юриста не стоит воспринимать всерьез. Я сомневаюсь, что Европейский суд по правам человека вообще возьмет это дело в производство. Потому что в поставленном финским юристом вопросе не просматривается убедительной правовой позиции", - заявил Слуцкий.
Мнение
Камиль Бекяшев, профессор, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии:
Данный спор о возвращении собственности бывших граждан Карелии является частным спором. Он имеет международно-правовой характер и, соответственно, является спором между государствами.
Поскольку территориальные вопросы были урегулированы российско-финляндским межправительственным договором и Парижским договором 1947 года, любые притязания частных лиц на земли, имущество и недвижимость, которые находятся на территории Карелии, беспочвенны. Эти притязания не могут составить предмет иска или предмет разбирательства любого суда. В том числе и Европейского суда по правам человека, который не рассматривает споры имущественного частноправового характера.
В соответствии с Конвенцией о защите прав человека Страсбургский суд рассматривает иски только о нарушении прав человека. В данном случае спор идет о возврате имущества или иных ценностей. Поэтому если даже Страсбургский суд примет к своему производству иск финнов-переселенцев, то его решение не будет иметь никакой юридической силы.