30.05.2006 03:00
Власть

Воронежские чиновников оставили без земли

Мэрию частично лишили полномочий в праве распоряжаться землей
Текст:  Алина Габич (Воронежская область)
Российская газета - Черноземье: №0 (4079)
Читать на сайте RG.RU

Таким образом, городские власти лишатся (если, конечно, не попытаются оспорить решение думы в суде) одной из своих основных управленческих и, самое главное, "денежных" функций. По словам представителей областной власти, которая, собственно, и стала инициатором принятия законопроекта, даже для того, чтобы оформить в собственность землю, где стоят административные здания, потребовалось (якобы во вине мэрии) больше полутора лет – чего, мол, в таком случае говорить о простых смертных. Как эмоционально высказался один из депутатов, горожане даже землю под огороды получить не могут: "В мэрии полторы тысячи заявлений лежат без движения. Закон надо немедленно принимать. Те фирмы, которые с согласия мэрии незаконно захватили земли, спокойно строятся, а те, кто честно выиграл торги, вынуждены ждать разрешения годами". Действительно на сегодняшний день земельные и градостроительные проблемы крепко связаны в один узел. Такие нарушения, как возведение зданий без проектной и разрешительной документации, без заключения госэкспертизы и т.п. - достаточно распространенные. Причем распространенные именно в Воронеже: в крупных райцентрах, как Россошь, Лиски, Борисоглебск, где, по словам инспекторов, существует управляемость, таких вопиющих нарушений практически не бывает. Что же касается областного центра, то, несмотря на многочисленные декларации, хаотичная и, как следствие, незаконная застройка, по-прежнему остается одним из основных вопросов в повестке дня: согласно экспертным оценкам, до 60 процентов строительных объектов возводятся в городе с нарушениями действующего законодательства.

Специалисты разделяют незаконные стройки на три "подвида". Первые возникают, если так можно выразиться, не на пустом месте и "учиняют" их крупные компании. Просто у руководителей организаций на предмет что и где построить существует "принципиальная" договоренность, к примеру, с кем-то из руководства города, службой архитектора и т.д. И все необходимые  документы давно поданы на подпись, но, попав в недра горадминистрации, славной своими бюрократическими традициями, "зависают" там месяцев на девять – весьма символичный, надо сказать, срок. В какой-то момент застройщик, теряющий время и деньги (чего стоит одно подорожание стройматериалов), решается на "фальстарт" – зачем, мол, ждать, изводиться: договоренности-то в силе…

Другая категория нарушителей – это те, кто, например, выиграл торги и, пытаясь "сэкономить" на проектно-сметной документации, ничтоже сумняшиеся, начал строительство. Или вот совсем свежий пример: недавно на Московском проспекте построили кафе (собственник – крупная компания, имеющая разветвленную общепитовскую сеть): ордер был выдан на установку временного сооружения, а построили – самое что ни на есть капитальное, причем переступив за "красную линию". Разница же между капитальным и временным, как то и следует из названия, весьма существенная: если первое в течение одного-двух часов можно разобрать и увезти в нужном направлении, то второе – с фундаментом, кирпичным стенами, незаконно подключенное к инженерной инфраструктуре, и с места-то не сдвинешь. А потом начинаются стенания по поводу того, что город снова "за просто так" потерял земельный участок.

И, наконец, третья категория строителей – полные, можно сказать, беспредельщики: не утруждают себя даже участием в торгах. Действуют вопреки каким-либо архитектурно-строительным нормам и правилам. Скупают, например, дома в частном секторе, имея твердое намерение построить там многоэтажные дома.

Против лома, вроде бы, нашли прием: поставить заслон строительному беспределу призвана инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Воронежской области, созданная решением губернатора в октябре прошлого года. Пока что, впрочем, основной способ воздействия на нарушителей закона, применяемый инспекторами, – штрафы, которые абсолютному большинству строителей – что мертвому припарка. А прецедентов сноса незаконных строений (если не считать АЗС в Советском районе, гараж – в Центральном, и эллинг – на острове водохранилища) в Воронеже пока не было. Такое вот системное противоречие: на словах с незаконными стройками борются все, а довести дело до суда и выиграть процесс по сносу здания – на это принципиальности как-то не хватает. Наоборот, четко прослеживается другая тенденция: изначально незаконные постройки разными путями пытаются узаконить. Тем самым чиновники поощряют "проштрафившихся" к дальнейшим нарушениям: действительно, если застройщик уверен в том, что за строительный произвол ему ничего – кроме штрафов и чистой прибыли – не будет, то к чему тогда беспокоиться о соблюдении законодательства?

Характерный пример тому - многоэтажная новостройка (уже наполовину возведенная) в центре города - аккурат в основании склона, на котором расположены корпуса технологической академии. Изначально не нужно быть специалистом, чтобы понять, насколько нежелательно здесь строительство такого фундаментального сооружения. Как и следовало ожидать, проблемы начались сразу же. Во-первых, обрушилась дорога, проходящая на вершине склона, и обнажились коммуникации. Во-вторых, в результате осадки грунта деформировался фундамент и здание "лабораторного" корпуса академии пошло трещинами. В одной из аудиторий, рассчитанной на 200 человек, занятия вообще запретили проводить – нельзя же рисковать жизнями студентов. Вот и получается, что государственный вуз, один из крупнейших в Черноземье, где обучается более пяти тысяч студентов, стал заложником градостроительного хаоса. И что в итоге? А ничего - все пошло по уже накатанной колее: документацию задним числом начали приводить в порядок и даже заставили застройщика провести госэкспертизу строения. Вот показательная беседа по поводу "скандального" дома корреспондента "РГ" с областным чиновником, одна из обязанностей которого – бороться со строителями-"нелегалами" и создавать, как он сам выразился, "условия бескомпромиссности" по отношению к ним.

Российская газета | Что если дом, не дай бог, обрушится?
Чиновник | А что, у нас не рушился "Трансвааль" или Черкизовский рынок?

РГ | Но, если вдруг обрушится,  начнут искать виновных…
Чиновник | Ну и найдут: будет возбуждено уголовное дело, проведено расследование.

РГ | Нельзя ли провести расследование сейчас - пока дом не достроили, пока туда никого не заселили, пока трещины в здании технологической академии не стали расширяться?
Чиновник | А на основании чего?..

Как говорится, комментарии излишни. Кстати, крупную строительную компанию, затеявшую опасную стройку, возглавляет депутат Воронежской областной думы.
Однако вернемся к закону: как уже было сказано, с 1 июля у мэрии в части земельных полномочий останутся только такие, как определение границ участков и выдача разрешений на строительство. И еще один характерный момент: после того, как депутаты безусловным большинством голосов поддержали закон о передаче муниципальных функций области, начальник регионального управления госимущества Игорь Паринов намекнул думцам, что им стоит понаблюдать, насколько интенсивно сейчас в городе – ведь, до наступления времени "Ч" осталось чуть больше месяца – начнут выделять земельные участки. Иначе говоря, следите за руками!..

Кстати
Сотрудники государственной инспекции по архитектурно-строительному надзору приступили к проверке использования земельных участков, выделенных под строительство в 2003-2005 годах. По словам руководителя службы Бориса Муромцева, за месяц по всей области предстоит проверить порядка 200 "наделов". Ревизия будет вестись в двух направлениях: во-первых, инспекторы проверят, ведется ли строительство - если площадка пустует, а с момента выделения участка прошло более двух лет, то, согласно законодательству, договор с арендатором должны аннулировать и вновь объявить на него целевой - под застройку - конкурс. Во-вторых, может быть обратная ситуация: стройка благополучно завершена, но сопутствующая ей документация так и осталась на "нулевом цикле".

Регионы Воронежская область Центральная Россия