31.05.2006 03:59
Общество

Фурсенко вышел в "прямой эфир"

С вопросами к министру обратились более двух тысяч человек
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4080)
Читать на сайте RG.RU

Это первый, доступный для всех жителей России "прямой эфир" министра. О чем же спрашивали главного по образованию и науке?

Самый первый вопрос, как и следовало ожидать, касался учительских зарплат. Женщина, чья дочь работает педагогом в школе, пожаловалась, что дочка подумывает об увольнении - слишком низко оплачивается ее труд.

- Согласен с вами: зарплату учителя необходимо повышать, - ответил Андрей Фурсенко. - Есть предложения о введении отраслевой системы оплаты труда, в этом направлении уже кое-что делается. Думаю, в течение двух-трех лет мы повысим зарплату педагогам примерно в два раза. Но вместе с тем одновременно надо повышать и качество преподавания, согласитесь. Ведь далеко не все учителя сегодня учат так, как учили в советское время, когда уровень школьного образования был гораздо выше, чем сейчас. Мы сейчас организуем переподготовку учителей и вводим для них систему дистанционного обучения.

Вопрос из Санкт-Петербурга: мама интересуется, будут ли у дочки льготы при поступлении в вуз, если она получит золотую медаль в школе. Выпускницей девочка станет через два года.

- Допускаю, что таких привилегий для медалистов, как сейчас - сдавать лишь один экзамен - может и не быть, - признался министр. - Но в любом случае медаль для человека, который ее получил, остается гордостью на всю жизнь. А вот сама возможность льгот, оказывается, зачастую "играет" вовсе не так, как на это рассчитывают родители. Например, дочка моих знакомых принципиально отказалась от медали, так как уверена: в вузе за это с нее спросят в десять раз строже. Льгота льготе рознь.

Знания, которые стоят за честной медалью, пригодятся всегда, считает министр. А вот ломать ребенку жизнь, вытягивая его "на медаль", не стоит.

Педагог Татьяна Ягудина из города Орска Оренбургской области поинтересовалась у министра, будет ли меняться образовательная программа педагогических вузов?

- Увы, в педвузах сегодня учат часто не тому, чему надо, - считает Фурсенко. - На мой взгляд, гораздо больше внимания в подготовке педагогов нужно сегодня уделять психологии, без нее работа с детьми невозможна.

Считаю, что педвузы вовсе не должны быть сосредоточены только в столице, они нужны и в провинциях. Ведь студент, который учится в своем городе, с большей вероятностью останется работать там. А уедет в Москву или Санкт-Петербург, - считай, потерян для региона.

В ходе прямой линии министр ответил на 23 вопроса. Он рассказал, что года через два появятся образовательные стандарты третьего поколения, которые будут кардинально отличаться от существующих сегодня. В министерстве сейчас работают над их содержанием. Согласился с тем, что выдавать серебряные медали только после проверки всех классных журналов за два года и отсутствия в них троек у определенного ученика - нелогично.

Не обошлось и без вопросов о Едином госэкзамене. На один из них ответил начальник управления контроля качества образования Рособрнадзора Валентин Шаулин. Из Петропавловска-Камчатского поступил тревожный сигнал: в заданиях к ЕГЭ - вопросы с дефектами: плохо пропечатаны, читать их сложно. Что делать выпускнику, как их решать? Или не решать вовсе?

- Если в тестах к экзамену есть явные дефекты, то это задание автоматически должно считать выполненным и за него ставятся максимальные баллы, - пояснил Валентин Шаулин. - Так что если школьник выполнил все задания, за исключением "бракованных", то повода для беспокойства у него нет.

Образование Минобрнауки