31.05.2006 01:20
Экономика

В Москву вернутся "таможни 18 века"?

В столице предлагают восстановить все заставы XVIII века
Текст:  Мария Ермакова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4080)
Читать на сайте RG.RU

В каждый такой комплекс входят две памятные стелы-обелиски с двуглавыми орлами, а по обе стороны от них - два здания кордегардии (раньше в таких дежурили таможенники и размещались постоялые дворы). Причем сделать их заново по найденным в архивах чертежам и упоминаниям собираются четко на их исторических местах. Что любопытно, идея вернуть прошлое Москвы в ее настоящее через стилизованные въездные ворота витает отнюдь не в облаках. Вот уже 7 лет она существует в виде архитектурного проекта, согласованного и с Москомархитектурой, и с общественным градостроительным советом, и с мэром Москвы Юрием Лужковым. Даже проект постановления о воссоздании исторических застав от 1999 года есть. Нет... только самих застав. Почему?

Именно этим резонным вопросом недавно и озаботилась столичная комиссия по культуре Мосгордумы, решив дать ход "раритетной" стройке.

- Инвесторы готовы строить заставы хоть завтра, все готово, не хватает лишь, чтобы префекты выполнили пункты постановления: согласовали размещение застав, без чего невозможно начать строительство, - пояснила корреспонденту "РГ" Ирина Соколова, вдохновитель этого проекта и гендиректор Московского архитектурного центра, специалисты которого полностью взяли на себя воплощение застав "под ключ".

Однако префекты не спешат согласовывать исходно-разрешительную документацию, хотя, по словам Соколовой, для воссоздания застав сносить ничего не придется. Самым первым из них откликнулся на предложение восстановить кусочек екатерининской эпохи на историческом месте Николай Евтихеев, префект Восточного округа. Возможно, потому Сокольническая застава, запланированная на его территории, и станет визитной карточкой проекта: ее уже можно строить, все документы имеются. На очереди еще шесть застав стоимостью от 10 до 35 миллионов долларов, которые по плану должны построить в Москве до 2010 года. Кроме Сокольнической, в первую тройку застав, скорее всего, войдут Тверская и Дорогомиловская. По словам Соколовой, Моспроект -2 успел вписать заставу в комплексную реставрацию площади у Белорусского вокзала: исторический ансамбль из двух стел и двух кордегардий. Получила добро у местных властей и Дорогомиловская "таможня".

Остальные 11 застав будут ждать своего звездного часа до 2020 года. Среди них Троицкая, Ваганьковская, Серпуховская, Спасская, Преображенская, Семеновская, Симоновская, Миусская, Лужнецкая, Даниловская, Проломная.

Но отнюдь не только ради исторической красоты собираются окружать Москву "таможнями XVIII века". Есть у застройщиков и другой, современный интерес, который заставил спустя три века вспомнить про Камер-Коллежский вал. Для домиков таможенников (тех самых зданий кордегарий) они нашли новое назначение: там могут разместиться рестораны русской кухни, магазины сувениров, интернет-кафе.

КОМПЕТЕНТНО

Алексей Комеч, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ИСКУССТВОЗНАНИЯ:

- Этот масштабный инвестиционный проект, на мой взгляд, своего рода "пир во время чумы". Объясню почему: только за последнее десятилетие Москва утратила более сотни культурно-исторических памятников, значимых и бесценных. В этой связи мне непонятно, повинуясь какой логике в столице необходимо заново создавать по макетам Камер-Коллежский вал. Хотя, ничего против, к примеру, фрагментарного воспроизведения некоторых московских застав я не имею. Та же Сокольническая застава вполне органично впишется в современный облик города. Прежде чем полностью одобрить идею новодела 18 застав под XVIII век, неплохо бы тщательно взвесить: насколько они сочетаются с тем окружением, в которое их намерены вписать проектировщики. С архитектурной точки зрения, это далеко не лучшее сочетание старого и нового. Можно ведь для исторической верности поставить памятный знак, стелу, этого вполне достаточно для истории. Возникает и еще один вопрос: раньше заставы имели свое прикладное значение: это были не только въездные ворота, но и таможни. А сейчас они будут скорее декоративным элементом.

Инфраструктура