Первый павильон "Мосфильма" знаменит тем, что на этой крупнейшей в Европе съемочной площадке в разное время работали самые известные советские режиссеры. Григорий Александров снимал здесь "Весну", Сергей Бондарчук - "Войну и мир", Александр Зархи - "Анну Каренину", Андрей Тарковский - "Солярис", Василий Шукшин - "Калину красную", Георгий Данелия - "Кин-дза-дза".
Нынче все две тысячи квадратных метров площади павильона занимают декорации к фильму "Бесы". Экранизирует роман Достоевского российский режиссер немецкого происхождения Феликс Шультесс, выученик вгиковской мастерской Сергея Соловьева, - под художественным руководством Валерия Ахадова.
"Бесы" с немецким акцентом
Я застал Феликса гримирующимся - режиссер играет в фильме эпизодическую роль доктора-немца Зальцфиша, которого пригласили к умирающему Степану Трофимовичу Верховенскому, отцу главного "беса", Петра Верховенского, и воспитателю другого, Николая Ставрогина. В романе Зальцфиш - "весьма почтенный старичок". Шультесс на старичка никак "не тянет", его доктор - молодой мужчина со светлой бородкой и усами, в темном сюртуке и брюках, заправленных в сапоги. Ну что же, кино вовсе не обязано буквально воспроизводить роман.
- В фильме практически нет отступлений от текста Достоевского, - говорит Феликс Шультесс. - Мы даже включили в картину главу "У Тихона", которую редактор "Русского вестника" Катков по соображениям нравственной цензуры печатать отказался. Правда, мы "разбросали" ее по всему фильму. Так, в начале картины Ставрогин вспоминает свои петербургские "похождения", в его воображении возникает образ погубленной им девочки Матреши. А заканчивается фильм тем, что старец Тихон читает Евангелие, то место, где говорится: "...и пришли к Иисусу и нашли человека, из которого вышли бесы, сидящим у ног Иисуса".
- Где вы снимали сцены дуэли Ставрогина и убийства Шатова?
- Весь фильм снят здесь, в павильоне, в декорациях, сделанных по эскизам художника-постановщика Екатерины Татарской. Для съемок сцены дуэли "посадили" штук пятьдесят деревьев. Набрали опавших листьев, которые разбросали по полу. Убийство Шатова снимали в декорациях, воспроизводящих грот в парке московской Тимирязевской академии - именно там, в парке Петровской (так она называлась во времена Достоевского) академии, был убит студент Иванов, что стало сюжетной пружиной романа "Бесы"...
Этот смешной Достоевский
Вместе со своей воспитанницей Дашей (Екатерина Вилкова) она выходит из кареты и с громким возгласом "Ну, где тут он?" направляется в избу. Впрочем, чтобы снять коротенький эпизод выхода из кареты, требуется несколько дублей. Движения актрисы точно выверены, но что-то, видно, не удовлетворяет режиссера. Так же, несколькими дублями, снимается сцена в избе. Варвара Петровна входит в комнату, где на кровати лежит Степан Трофимович. Голос Купченко полон язвительной иронии, когда она спрашивает Верховенского: "Ну, как поживаете, Степан Трофимович? Каково погуляли?"
Степан Трофимович - одна из центральных фигур романа и фильма. Достоевским этот либерал 40-х годов обрисован с изрядной долей иронии. "Это был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке... ну, одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется, совсем ничего".
Для превосходного питерского актера Леонида Мозгового эта встреча с Достоевским - не первая.
- Каким видится вам Степан Трофимович Верховенский?
- Недавно перечитывал "Бесов" и обнаружил, что Достоевский удивительно саркастический и юмористический писатель! Чувствую, что это присутствует и в сценарии, и в самом съемочном процессе. Верховенский-старший - один из лучших персонажей романа, вокруг него все и происходит. Видел фильм Таланкина "Ставрогин" - там просто нет никакого Степана Трофимовича. А здесь его линия очень хорошо прочерчена. Такие, как он, и породили революционеров, в своей "борьбе" за справедливость проглядели людей бездушных, которым все позволено. Достоевский, по сути, описал тех, кто позднее пришел к власти, - террористов. А эта тема очень актуальна, весь мир пронизан террором, как раковой опухолью...
Петра Верховенского играет Евгений Стычкин, которого мы привыкли видеть в комедийных ролях. Можно предположить, что и образ главного "беса" он расцветит юмором. Роль Ивана Шатова досталась Владимиру Вдовиченкову, памятному по нашумевшей "Бригаде".
- Мой главный партнер Ирина Петровна Купченко, - рассказывает Леонид Мозговой, - удивительно тонкий человек и тонкая актриса. Очень люблю все ее роли. Остальные ребята молодые, известные по сериалам.
Сквозь видоискатель камеры
Фильм снимает замечательный оператор Геннадий Васильевич Карюк. На его счету более полусотни картин. Работать ему довелось со многими маститыми режиссерами - Кирой Муратовой, Георгием Данелией, Кареном Шахназаровым. А совсем недавно Геннадий Карюк снял "Доктора Живаго".
- В павильоне снимать труднее, чем на натуре?
- Легче. Не зависишь от погоды. А вот в "Живаго" трудность была - надо было "омолодить" Меньшикова и Янковского. И получилось - с помощью специальных осветительных приборов. Над экранизацией Достоевского работать очень интересно - это яркая и острая драматургия. Наравне с режиссером ставлю все мизансцены...
Начинается сцена в избе: у самой постели умирающего Степана Трофимовича проложены рельсы, по которым скользит съемочный аппарат. Геннадий Васильевич склонился к видоискателю...
Следуя фабуле романа, фильм заканчивается приездом Варвары Петровны и Даши в Скворешники. Они ищут Ставрогина. И находят его где-то наверху, в маленькой светелке. Хроникер, от имени которого ведется повествование, произносит: "Гражданин кантона Ури висел тут же, за дверцей"...